Ст. 7.6 закона № 115-ФЗ с 1 июля 2022 года претерпела существенные изменения. Теперь банки обязаны оценивать своих корпоративных клиентов по 3 категориям рисков, чтобы при необходимости быстро заблокировать счета компаний и ИП, совершающих подозрительные финансовые операции. Новая классификация организаций и предпринимателей уже получила название «банковский светофор». Узнаем, кто рискует попасть в «красную зону», и как можно вернуться в «зелёный свет».
Кто считается подозрительным клиентом?
Отметим сразу, что не нужно бояться тотальной блокировки счетов. По данным ЦБ РФ, 99 % корпоративных клиентов относятся к «зелёной» категории. А это значит, что реальные санкции от финансовых организаций угрожают всего 1 % держателей банковских счетов.
Кого могут отнести в «жёлтую» или «красную зону»? Подозрительность финансовых операций определяется в приложении к положению ЦБ РФ № 375-П от 2 марта 2012 года:
- Необычный или запутанный характер операции, когда трудно определить итоговую экономическую цель сделки, или если перечисление не соответствует характеру деятельности ИП, фирмы.
- Корпоративный клиент не торопится передавать в банк документы, обосновывающие проведение конкретной финансовой операции.
- Наличие признаков фирмы-однодневки, которая на самом деле не ведёт никакой реальной хозяйственной деятельности, а используется лишь для отмывания денег её владельцами.
- Нехарактерное для клиента существенное увеличение денежных средств на счетах.
- Частые сделки с наличностью — внесение на счёт или, напротив, снятие со счёта.
- Досрочное погашение кредитов, если банк не может определить источник финансирования ИП или компании (например, что были исполнены обязательства по договору с каким-то договором).
- Крупные перечисления в пользу иностранных получателей.
- Разовая или необычная покупка крупной партии ценных бумаг.
Работа с сомнительными контрагентами вредна не только банкам, но и обычным компаниям. Она несёт налоговые риски (например, если ФНС сочтёт, что некорректно вернула НДС, потому что реальных поводов для получения вычета не было). Также сотрудничество с недобросовестными партнёрами может повлечь полное неисполнение обязательств по договору, нести репутационные риски.
Именно поэтому перед заключением любой сделки нужно проверить контрагента на благонадёжность. Сервис проверки контрагентов (СПК) поможет проанализировать деловых партнёров по более 20 источникам информации. Вы сможете узнать, в каких судебных делах участвует компания или ИП, есть ли к ним претензии со стороны судебных приставов, какой у них опыт участия в госзакупках, из каких источников формируются оборотные средства. СПК сам подскажет, на какие риски нужно обратить особое внимание.
Как узнать, что ты попал в «красную зону»?
Информация о категориях риска размещена на платформе ЦБ РФ «Знай своего клиента». Однако ею могут пользоваться только банки. Обычная компания или ИП не смогут проверить себя или своих партнёров в ней. А потому узнать, что вы находитесь в «красной зоне», можно будет только после того, как вас уведомит финансовая организация, отказавшаяся проводить какую-то банковскую операцию, поскольку сочла её подозрительной.
В то же время не все финансовые операции клиентов из «красной зоны» блокируются. С перечнем финансовых расходов, которые будут доступны после блокировки банковского счёта, можно ознакомиться в одной из наших статей на эту тему.
В любом случае, включение фирмы или ИП в «красную зону» можно оспорить. Как правило, сначала нужно подать жалобу в ЦБ РФ. Межведомственная комиссия решит, стоит ли оставлять корпоративного клиента в числе подозрительных, или есть основания для снижения категории риска. Если с ЦБ РФ уладить конфликт не удастся, можно будет обратиться в суд.
Как оставаться «зелёным»?
Для того, чтобы не вызывать подозрений у банков и оставаться в «зелёной зоне», нужно:
- Всегда проверять контрагентов перед заключением любой сделки. Деловые партнёры недобросовестных предпринимателей и компаний могут вызвать повышенный интерес служащих банка, которые обязаны противодействовать преступному отмыванию средств и финансированию терроризма.
- Работать с предсказуемыми сделками в рамках ОКВЭД. Если сфера деятельности организации или ИП поменялась, лучше всего уведомить об этом обслуживающий банк.
- Отвечать на запросы банков. Лучше потратить время и рассказать финансовой организации, чем вы занимаетесь и для чего выполняете ту или иную операцию, чем потом оспаривать блокировку счетов и своё попадание в «красную зону».
- Прописывать подробное назначение платежей.
- Своевременно платить зарплату сотрудникам, перечислять страховые взносы, уплачивать налоги.
- Не допускать наличия недостоверных сведений в государственных реестрах (в частности, ЕГРИП и ЕГРЮЛ).
К сожалению, критерии оценки корпоративных клиентов банков не раскрываются, поскольку иначе недобросовестные лица смогли бы формально обходить требования надзорных органов. А потому важно демонстрировать заботу о собственной репутации и взаимодействовать с сотрудниками финансовых организаций, чтобы не выглядеть для них подозрительным.
✅ Больше о сервисе проверки контрагентов: https://clck.ru/32TcFa