Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Портрет Дягилева с няней

В 1906 году Лев Бакст написал портрет своего друга - импресарио, коллекционера, издателя, организатора выставок и просто потрясающе интересного человека.

Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906. Государственный Русский музей
Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906. Государственный Русский музей

Через несколько лет Бакст прославится на весь мир благодаря участию в дягилевских балетных проектах. Знаменитые "Русские сезоны" для многих деятелей искусства станут трамплином к славе, но обожание, с которым относились к Баксту после разработки им балетов "Шехеразада", "Жар-птица", "Спящая красавица" и других, не сравнится ни с чем. Но все это произойдет через несколько лет, а пока...

А пока художник пишет портрет своего друга Сережи Дягилева. Позднее Бакст вспоминал: "Трудно работать с Сережей. Нужно сто раз призывать свое хладнокровие, терпение, выносить вздорные замечания…".
-2

Авдотья Александровна Зуева - няня Дягилева была одним из самых близких ему людей. Родная мама Сережи умерла всего через несколько месяцев после его рождения, и мальчика растила няня. В возрасте трех лет у него появилась мачеха Елена Валерьяновна, по-настоящему полюбившая пасынка, всю жизнь он называл ее мамой. Но мы отвлеклись)

Когда Дягилев переехал из родной Перми в Петербург, он взял с собой няню. Авдотья Александровна была неотъемлемой частью жизни молодого человека, к ней весьма уважительно относились его друзья. При взгляде на картину на ум сразу приходит Пушкин с его Ариной Родионовной. Кстати, сам Дягилев просто обожал поэта, собирал его рукописи и автографы, не раз бывал в пушкинских местах, печатал иллюстрации к его произведениям...

-3

За спиной нашего героя мы видим интерьер квартиры, которая одновременно являлась и частным жильем, и местом творческих встреч и редакцией журнала "Мир искусства", издателем которого был сам Сергей Дягилев. Картины на стенах говорят о главном увлечении героя в то время: он собирал произведения искусства, издавал о нем журнал и делал выставки, производившие фурор.

Вот как описывал эту квартиру художник Мстислав Добужинский: "Квартира Дягилева, где была и редакция, была типичной петербургской «барской», с большими окнами на Фонтанку. По вторникам у него были собрания сотрудников. Бывало многолюдно и очень оживленно. В столовой за чайным столом с сушками, у самовара хозяйничала няня Дягилева, сморщенная старушка, которая придавала столовой очень милый и неожиданный уют. Все с ней здоровались за руку".

Валентин Серов. Портрет Дягилева. 1904. Государственный Русский музей
Валентин Серов. Портрет Дягилева. 1904. Государственный Русский музей

Валентин Серов решил написать портрет Дягилева, глядя как тот позирует Баксту. Два художника, два совершенно разных взгляда на модель. Серовский портрет остался незавершенным, но в полной мере отражает видение художником своего героя. Дягилев здесь серьезен и задумчив с очень характерным, по словам современников, жестом руки. В портрет Бакста он предстает франтом, изысканно одетым и с некоторым вызовом смотрящим на зрителя.

Бакст выбрал очень необычный ракурс - в пол-оборота к зрителю, что позволяло и представить модель почти в полный рост и показать интерьер квартиры. Дягилев на портрете держит руки в карманах - жест человека, уверенного в себе, но несколько закрытого. Весь он изображен в каком-то нетерпении, кажется, в любою секунду он готов к активному действию. На фоне широкой черной занавеси лицо выступает особенно эффектно, можно сказать, театрально.

-5

Дягилев просил друга изобразить его "красивее и тоньше". Облик Дягилева всегда был запоминающимся: несколько полноватый, но пышущий здоровьем, с ярким румянцем и громким голосом, энергичный, активный - это был человек действия, который шел напролом к своей цели.

Из воспоминаний того же Добужинского: "У него были манеры настоящего «грансеньера», и в то же время во всем его облике, в его пухлом лице и мягких губах, как ни странно, было что-то немного детское (я помню его забавную, именно детскую манеру тереть глаза «кулачком»). Во всей его повадке и манере разговаривать была какая-то барская леность, и в то же время я всегда видел его куда-то спешащим, иногда под вечер надевавшим фрак".

Бакст демонстрирует нам человека неоднозначного, сложного: это и делец, активный и немного надменный, и в то же время тонкий ценитель искусства, склонный к некоторой сентиментальности и любящий семейный уют... В этом, вероятно, и состоит главное свойство хорошего портрета, когда художник умеет так изобразить модель, чтобы считывался характер и привычки, настроения и склонности, чтобы передавалась не просто схожесть лица, но настоящая личность во всей ее полноте.

#искусство #дягилев #картина #живопись #няня #лев бакст #русскиесезоны #воспоминания #валентин серов