Найти в Дзене
Психолог Юлия Ямалеева

Как добрый и отзывчивый человек становится злым и раздражительным. Схема Самопожертвования

Случается, что к психологу приходит клиент уже, так сказать, на грани. Я не знаю, о какой «грани» сейчас подумали лично вы, лично я же имею в виду выплескивающуюся обиду на окружающих. А порой даже негодование, которое испытывает клиент вследствие определенного отношения к нему близких (и не очень) людей.

При этом тот же самый клиент имеет тенденцию своему гневу дивиться. Он (она) никогда не считал себя склонным гневаться на людей – напротив, всегда был человеком весьма терпеливым и понимающим. Более того, очень эмпатичным и тяготеющим к заботе о близких. Да и сам по себе гнев наш клиент может разуметь как эмоцию нежелательную и местами даже запретную. Таким образом, у этого человека за переживанием (а то и выражением) гнева всякий раз эмоциональным паровозиком тянется чувство вины (и/или стыда).

В общем. Жил на свете терпеливый и доброжелательный человек. Его поведение получало значительную общественную поддержку и всестороннее одобрение. Ну а дальше что-то пошло не так.

Отсюда и берет начало наша сегодняшняя история.

Я очень надеюсь, что за время моего длительного отсутствия на канале вы еще не забыли, что из себя представляет «схема». Надеюсь на это, потому что сегодня мы будем говорить о такой схеме как «Самопожертвование».

Для всех, кому важен данный факт: эта самая схема занимает достойное место в ряду тех, что способствуют стабильному «влетанию» человека в отношения с деструктивными партнерами в частности (и с манипулятивными людьми вообще).

На всякий случай напомню. Схема – это набор стереотипов (в мышлении и поведении), которые, по-русски говоря, то и дело заставляют нас наступать на одни и те же болезненные грабли. Схемы плохо поддаются осознанию (но не падайте духом) и берут свою историю в нашем детстве. Схемы побуждают нас находить людей определенного толка и с их всяческой помощью и поддержкой воспроизводить те ситуации из нашего детства (юности), которые для нас же максимально дискомфортны, но вот при этом до боли знакомы. Покрутите два этих слова на языке, распробуйте их: «боль» и «знакомо» – эти понятия являются важными составляющими любой «нехорошей» схемы. И с данной точки зрения схема является самым настоящим парадоксом. (Мышки, как говорится, плакали, но продолжали уминать кактус).

-2

Естественно, мы здесь говорим именно о дезадаптивных схемах. И стоит отметить самое главное: такие схемы мешают нам проживать полноценную жизнь. Эти вредные субстанции то и дело препятствуют нашему движению вперед.

Схемы могут быть (и непременно будут) связанными друг с другом. Где одна, там и другая. А есть еще «вторичные» схемы. Они выполняют роль совладания с той схемой, которая является основной.

Так вот, схема Самопожертвования в большинстве случаев сопряжена со схемой Эмоциональной депривации. Причем депривацию мы здесь как раз берем за основу. О ней я уже писала подробно в двух статьях (ссылки внизу).

Итак, поехали.

Говоря о схеме Самопожертвования мы имеем в виду, что человек жертвует собственными потребностями, интересами в угоду всего того же, но только наличествующего у окружающих его людей. Короче, сторонние интересы превыше интересов собственных! – вот вам девиз человека со схемой Самопожертвования. Причем никто его вроде бы и не принуждает, не заставляет поступать подобным, весьма парадоксальным, образом. По сути это его свободный выбор (насколько вообще можно говорить о свободе выбора в аспекте схем).

Итак. Человек, который то и дело бросается на помощь окружающим, забывая о себе. Что им движет?

· В первую очередь высокий уровень эмпатии. Человек этот настолько остро чувствует чужую боль, что стремится либо вовсе не допустить возникновения болезненной (для другого) ситуации, либо же принимает активное участие в скорейшем её разрешении.

· Во вторую – осознание собственной силы в сравнении с личным восприятием того, насколько слабы, беспомощны, уязвимы окружающие. Я подчеркиваю: личным, то бишь субъективным восприятием. А восприятие – это такая интересная штука, которую мы всё никак не привыкнем сверять с реальностью. А было бы полезно.

Почему полезно?

Случается, человек, носящий в недрах психики схему Самопожертвования, принимает решение с ней побороться. И тут в процессе оказывается, что окружающие без его непосредственного участия в их жизни вроде как-то и не разваливаются на ходу. Справляются с проблемными ситуациями своими силами. Да, могут всячески выказывать свое недовольство (ввиду того, что вечно жертвующий жертвовать вдруг перестал) – однако ничего. В целом их личное небо на их же личную землю не обрушивается.

· Третья очередь развивает то, что значилось во второй: ощущение личной ответственности за других людей.

Вот так если прищуриться, отойти на несколько шагов, слегка наклонить голову и внимательно посмотреть на это предложение – вроде бы логики в нем никакой и не наблюдается. Но я уже писала выше: в случае со схемой Самопожертвования – вот эта самая ответственность за других ощущается человеком как личный моральный выбор, а не как вынужденное мероприятие (иные прямо так и формулируют: «Это мой долг»). Следовательно, логика (некогда впитанная личностью из среды в процессе собственного становления) там имеется (а отыщем мы её в биографии человека, в тех её главах, что носят название «Детство, отрочество, юность»).

· В-четвертую очередь – человеком движет следующее обстоятельство: слабые попытки хоть как-то сфокусироваться на собственных потребностях вызывают у него сильное чувство вины. Здесь лично я в процессе работы упираюсь ещё и в то, что у человека с данной схемой отсутствует ощущение собственной ценности. Отсюда произрастает понимание: «Того, что я делаю – недостаточно. Всегда недостаточно. Нужно отдавать, всё больше и больше». Если мы продолжим копать вглубь, то рискуем наткнуться на смутную формулировку: «Если я помогу (стольким-то людям – число коих стремится к бесконечности) возможно, я получу право на…» (продолжите сами те из вас, кто вдруг находит себя в описании данной схемы).

-3

То есть имеется ощущение, что внутри личности, там, где должна обретаться некая структура под названием «Самоценность» – мы вместо этого находим что-то вроде полости. Человек силится её заполнить, но всё что он туда «закидывает» – стремительно «переваривается» и вот его снова настигает это ощущение непреходящей пустоты. Всегда чего-то не хватает, чтобы почувствовать себя ценным.

В связи с этим мы можем прочесать лес «помогающих» профессий и встретить там массу обитателей со схемой Самопожертвования.

Угадайте, под воздействием какой схемы ваша покорная слуга выбирала свою профессию? (Я о данном выборе абсолютно не жалею – и ниже ещё напишу о том, так ли однозначно деструктивна схема Самопожертвования).

· В-пятую очередь идет следующее убеждение клиента: таким образом я поддерживаю связь с близкими (и не очень) людьми. Буквально так и читаем: для того, чтобы быть интересным (нужным, догоним до апофеоза: чтобы быть с кем-то) необходимо жертвовать собой (так или иначе).

· В-шестую – наконец-то вторичные выгоды. Массу положительных подкреплений данной поведенческой стратегии получает человек в процессе общения с людьми. Подкрепления, опять-таки связаны со схемами, но здесь уже с иными, с теми, что первичны. Человек, помогающий другим, может испытывать гордость и удовлетворение от того, что он делает. Он может считать себя добродетельным, морально нравственным – и подобное соответствие образу «Я» опять-таки приносит ему позитивные эмоции.

Окружающие (и мимо проходящие) люди с удовольствием пользуются дарами такого человека, склонного к самопожертвованию. У него нередко много друзей и знакомых. Однако данному положению вещей сопутствует противоречивое ощущение одиночества, отчужденности и внутренней пустоты. (Ну а далее человек этот плавно движется к общему недовольству жизнью, раздражительностью и прочим эмоциональным прелестям). В общем, как бы человек со схемой Самопожертвования ни стремился к ощущению близости, его отношения с другими людьми на самом-то деле часто остаются поверхностными. Позже я объясню данный механизм (сдается мне, уже в следующем материале).

Надеюсь, я вас еще не утомила. Как бы там ни было, остается важный кусочек информации: не всё то схема Самопожертвования, что относится к умению жертвовать собой ради кого-то.

Если мы говорим о неравных отношениях (например, родитель и ребенок) – то жертвование своими интересами ради ребенка еще не будет означать присутствие данной схемы как таковой. О действительном же её наличии сообщит нам распространенность схемы в большинстве или во всех сферах жизни человека. Проявляет ли человек данный стереотип поведения в ситуациях с самыми разными людьми. Приносит ли ему это самопожертвование удовлетворение – или же удовлетворения вовсе и след простыл, а на смену ему пришло страдание.

И еще один интересный, связанный с предыдущим, вопрос. Насколько данная схема дисфункциональна (иными словами, мешает человеку полноценно жить)? Ведь до определенной степени мы все можем жертвовать собой ради кого-то. На том и стоим. Те же самые люди со способностью остро чувствовать чью-то боль, которые, к примеру, спасают бездомных животных. Люди «помогающих» профессий, общественные деятели, волонтеры. Где та граница, которая проходит между функциональностью данной схемы и её разрушительностью для жизни человека?

-4

Вот здесь давайте вернемся от конца к началу.

Итак. Что клиенты со схемой Самопожертвования «приносят» психологу?

1. Психосоматические симптомы. Психосоматика в этом случае играет довольно интересную роль. Во-первых. У человека, склонного к самопожертвованию, параллельно атрофирована склонность напрямую заявлять о своих потребностях. А также его до колик пугает перспектива добровольно предстать уязвимым в глазах других людей. Болезнь дает ему такую возможность. На него наконец-то обращают внимание, о нем заботятся (подчеркну: напрямую он об этом не просил, что крайне важно) и, хочет человек того или нет, но он оказывается уязвимым – и на некоторое время с этой своей уязвимостью примиряется (ведь не его же выбор, его «принудило» к этому заболевание).

А во-вторых, болезнь предлагает неосознанно прекрасную перспективу наконец-то снизить степень своего участия в бедах и печалях окружающих его людей.

Иными словами, болезнь в этом случае дарует возможность на некоторое время «взять отпуск», отдохнуть от жизни в режиме Самопожертвования.

2. Уходим от первого пункта, но недалеко. Выгорание (и эмоциональное, и физическое), хроническая усталость. Думаю, здесь и так всё понятно.

3. Параллельно с наличием усталости переживается ощущение внутренней пустоты. Человек не понимает, чего он хочет, его ничего не радует и не привлекает. Здесь можно предположить, что у человека на данный момент уже просто нет сил чего-либо хотеть. Это да. И в то же время «не знаю, чего хочу» может быть связано с основной схемой Эмоциональной депривации или с другими сопутствующими схемами.

В любом случае, сверху уже писала, что человек со схемой Самопожертвования не имеет привычки в открытую заявлять о своих потребностях (это подкрепляется тем, что его особо-то и не спрашивают). То есть не налажено умение формулировать (даже хотя бы «внутри» себя) собственные нужды.

И так как схема (вместе с человеком) тоже проходит свой жизненный путь, она многократно подкрепляется на этом самом пути. Постепенно человек утрачивает контакт с личными потребностями – в перспективе, если выводить на более общий уровень, человек утрачивает контакт со своим «Я».

4. Последний пункт – то, с чего начинался данный материал: обида, раздражение и гнев.

Я думаю, уже и так понятно, что гнев в данном случае имеет накопительный характер. Нелишним будет напомнить и о том, что персонаж, замеченный в начале нашей истории, ранее такой эмоции за собой не усматривал. Он и сейчас старается её не замечать и даже предпринимает попытки подвергнуть всяческому остракизму – однако саму эмоцию его попытки мало волнуют. Есть гнев и всё тут. Просачивается наружу время от времени (в последнее время это происходит всё чаще). Иногда в виде пассивных проявлений, а местами и вполне открыто.

Наш клиент может даже отмечать удивительное обстоятельство: очередной телефонный звонок кого-то из близких уже сам по себе запускает в нем напряжение (раздражение/тревогу). Близкие тоже удивляются недавней перемене, произошедшей в этом человеке. Удивляются и печалятся по данному поводу. Такой хороший был человек: всегда с радостью выслушает, всегда поможет, ничего не попросит взамен – и вот, на тебе. Стал какой-то нервный, вроде бы и помогает, но как будто из-под палки, бурчит всё время. И выражение лица всё чаще устало-раздраженное. А то вдруг возьмет да и прикрикнет на них ни с того, ни с сего. Ну дела… Раньше же всё его устраивало – сейчас-то что вдруг произошло?

А дело всё в том, что человек со схемой Самопожертвования живет со своим выбором (в пользу данной схемы), параллельно убеждая себя (а заодно и других), что совершенно ничего не ждет от них в ответ. Но на самом-то деле у него (как и у любого человека) есть потребности в заботе, защите, сочувствии со стороны окружающих. Ему хочется, очень хочется получить адекватную обратную связь от близких, хоть он себе в этом и не признается. Попросить напрямую об этом – звучит для него как проявление слабости, уязвимости. А уязвимым ни в коем случае быть нельзя. И вот так, от года к году, он испытывает всё большее ощущение одиночества, какой-то отчужденности и общее чувство неудовлетворенности в целом. Когда у этого всего образуется серьезный накопительный эффект – на выходе мы получаем раздражение, а то и гнев. Окружающие люди оказываются весьма удивлены – ведь образ этого человека в их субъективном восприятии теперь сильно не соответствует тому, что нынче предлагает действительность.

Человек со схемой Самопожертвования, в свою очередь, по поводу собственного гнева испытывает сильное чувство вины. Чувство вины такому человеку гораздо ближе, чем гнев – гнев же запросто мог быть табуирован для него еще с младых ногтей.

Что в сухом остатке? Логично, что при данной схеме работать нужно не с гневом как таковым, а с паттерном самопожертвования. Таким образом убирается причина, а за ней потихоньку и следствие.

И так как данный материал вновь оказывается большим, на этом моменте я предлагаю прерваться (а когда я умещалась в одну статью? Никогда такого не было). В следующий раз мы поговорим о том, как формируется схема Самопожертвования и каких партнеров для отношений она побуждает выбирать.

Если вы узнали себя в данном материале и у вас (вдруг) появились какие-то вопросы, задавайте их в комментариях. Отвечу либо там же, либо постараюсь встроить обратную связь в следующие материалы.

Ставьте лайк, если было полезно! Подписывайтесь на канал!

Читайте про Эмоциональную депривацию - схему, связанная с самопожертвованием

Эмоциональная депривация - продолжение