Вставай, пробуждайся и обретай знания.
–- Катха Упанишада.
Веды - самые древние писания в литературном наследии человечества сегодня. Веками их знания передавались через устную традицию. Ни один автор никогда не был приписан этим Священным Писаниям. Вечные законы жизни и вселенной, выраженные в этих Священных Писаниях, были раскрыты провидцам и мудрецам, которые посвятили всю свою жизнь реализации конечной истины. Эти провидцы получили это знание не через восприятие смысла или разума, а через внутреннее видение непосредственно из источника интуиции во время самых глубоких состояний созерцания и медитации. Другие уровни знаний дают лишь частичный проблеск, но интуитивные знания являются самоочевидными и полными. Это самое высшее из всех знаний. Такое знание, полученное из центра сознания через интуицию, называется Шрути (Sruti). Шрути означает то, что слышит внутреннее ухо мудрецов и провидцев, в самом глубоком состоянии созерцания. Оно также используется для обозначения канона священных текстов Вед и Упанишад.
Есть два канала знаний: прямой и косвенный. Прямое знание является трансцендентным (пара), оно самоочевидно и получается из конечного источника. Косвенное знание является сенсорным или умственным (апара), это знание из внешнего мира или знания, полученные из бодрствования, сновидения и глубокого сна. Это воспринимается интеллектом через чувства и разум, и, таким образом, обусловлено временем, пространством и причинностью.
Прямое знание не воспринимается через чувства и разум, потому что это знание абсолютной реальности, турия. Это ни объект, ни субъект, но является чистым опытом самого себя через себя. Это знание - это не познание через разум, а через видение, раскрытое в самом глубоком состоянии реализации. Всякий раз, когда прямые знания передаются просвещенным мудрецом студенту, студент понимает знания через свой интеллект. Такое знание считается косвенным знанием. Единственный способ достичь прямого знания - это медитация и созерцание, которые приводят к бесконечной библиотеке вечной мудрости. Трансцендентные знания могут быть достигнуты только непосредственно изнутри, а Упанишады предоставляют методы и средства для перехода к этому источнику. Цель Упанишад - привести претендента к реализации всесторонних знаний о бодрствовании, сновидениях, глубокого сна, и наконец, установить его в четвертом состоянии, турия.
Лучшая часть Вед состоит из литературы упанишад, которая обычно известна как Веданта. Слово Упанишада буквально означает сидеть и слушать наставника, который достиг сознания Брахмана и который полностью просвещен. Упанишады написаны на санскритском языке, но только знание языка недостаточно для понимания знаний об Упанишадах. Слово Веданта буквально означает самую главную часть или кульминацию ведических знаний. Все основные школы индийской философии и несколько ветвей психологии развивались из этого обширного хранилища знаний. Говорят, что Упанишады являются воплощением ведического знания и сокровищем внутреннего опыта, полученного ведическими мудрецами. Есть более двухсот Упанишад, и из них сто восемь доступны для обычного читателя. Есть много комментариев к Упанишадам, но самыми древними, доступными, являются комментирование Шанкары, самого блестящего философа веданты и архитектора философии Адваиты. Он выбрал одиннадцать принципов Упанишад для своих комментариев, и эти Упанишады считаются основным источником ведической философии. Несмотря на то, что в мире есть много великих религиозных книг, литература Упанишад была основным источником вдохновения для образованного и интеллектуального человека или ученика, поскольку Упанишады выходят за рамки какой-либо конкретной религиозной организации.
Интерпретация природы и определения истины, которая все еще является вопросом спора среди современных мыслителей, была тщательно исследована древними мудрецами. Философия Веданты уникальна, потому что она открыла, как решать основные вопросы, а также предоставляет метод поиска окончательной истины. Эта литература раскрывает все загадки жизни и логически отвечает на основные вопросы, которые другие книги оставляют без ответа. Эти вопросы включают в себя: «Кто я? Откуда я пришел? Почему я пришел? Куда я пойду? » Упанишады также объясняют отношения человека с другими людьми и существами мира, и они, наконец, заставляют человека понять статус человека во вселенной, Упанишады помогают человеческому разуму реализовать фактическое единство сознания, пребывающего внутри очевидного разнообразия природы, и они заявляют, что существует только один принцип, абсолютная истина, которая является самостоятельной и не подлежит изменению, смерти или распаду. Тот, кто понял, что эта истина не знает страха, любит всё и ничего не исключает.
Философия Веданты - это философия Адхьятма-вада (то, что подходит под область Атмана), в которой приносится любая жертва для достижения центра сознания, и все другие обязанности занимают незначительную позицию. Чтобы быть претендентом на цель достижения истины, необходимо иметь определенную квалификацию, первичным является непривязанность, потому что без этого изучение Священных Писаний и практика была бы невозможна. Студент Веданты рад отказаться от всех материальных вещей, взаимоотношений и всех чувств и мыслей о мирских зависимостей ради достижения правды. Полная непривязанность является первой предпосылкой для изучающего этот путь. Если ум такого человека не будет полностью очищен от всего приукрашенного и самскар, которые вызывают привязанность, нельзя будет сделать ум однонаправленным внутрь себя. Согласно Веданте, есть два пути.
В одном их них, обучаемый отказывается от всего, что у него есть и к чему он привязан, включая мысли, желания и чувства. Это путь отречения, который предназначен для немногих удачливых, для тех, кто полностью пробуждаются в одиночку, следую по этому пути. На другом пути претендент учится выполнять свои обязанности без какой-либо привязанности, отказавшись от плодов своих действий, чтобы действия и плоды не создавали для него никакого порабощения. Он также может достичь окончательной истины. Шанкара и другие великие отрешённые верили в то, что они буквально отказались от всего чем они владели, но такие как Джанака, верили в мирскую жизнь, с возможностью достичь того же самого. Последователи обоих путей могут достичь четвертого состояния Турии, центра высшего сознания.
Только изучающий Веданту понимает необходимость полного добровольного изолирования для развития концентрированного ума, свободного от предубеждений. Такая дисциплина или требование никогда не была предписана в других школах философии на Востоке или на Западе. Согласно этой литературе, основной причиной всех страданий является невежество, которое возникает, когда эго проявляет себя и отделяет единое от целого. Следовательно, без эго не выходя за рамки эго, освобождение невозможно. Чтобы осознавать универсальное сознание, нужно превзойти собственную ограниченность, поскольку оно создает барьер между отделенным и универсальным сознанием. Все личные открытия и знания трансперсонализируются, когда отдельное узкое сознание расширяется в универсальное сознание.
Примечание:
Тут Universal Consciousness - это концепция универсального и гибкого ума, в противовес суженному жесткому взгляду на мир, одной концепции (специализации) на все времена. Например, когда целый народ называют фашистами без разбора. Универсальный ум скажет - а я не знаю кто там фашист, а кто нет, надо проверять, не все люди одинаковые. То есть универсальный ум допускает бесконечное и запредельное, что он не знает. И это бесконечное внутри проявляется как осевой элемент или центр сознания, вокруг которого выстраивается проверенная и реальная картина мира. А то что универсальный ум не знает, он предлагает проверить в реальности. В данной книге разбираются пути для достижения такой формы сознания. Когда ум надо соединить с бесконечным Universal началом и сознание постепенно очистится само от иллюзий.
Чтобы понять смысл Упанишад, нужно особенно тренировать ум и его видоизменения, потому что только очищенный ум способен понять глубокое тонкое значение этих писаний. Значение мантр Упанишад лежит скрыто на различных частотах вибраций самых тонких звуков, которые можно испытать на самых глубоких уровнях сознания. Грамматика, используемая для передачи значений этих звуков, называется Niruktam, «то, что объясняет происхождение звуков и их вибраций». Ум современного человека был обучен смотреть, проверять и судить только во внешнем мире, но он не был обучен смотреть на себя внутрь, находить и быть в курсе своих внутренних измерений жизни. Философия на Западе состоит из спекуляций, которые используют логику, но философия Веданты более практична, чем умозрительна, и она гораздо более продвинута, чем западная научная, психологическая и философская мысль. Те, кто полностью посвятил свою жизнь философскому стремлению к истине и которые также полностью знакомы с современной точкой зрения, могут помочь современному человеку изучать Веданту.
1