Найти тему
4,6K подписчиков

Загадочный тройной портрет из провинциального музея

1,2K прочитали

В муниципальном бюджетном учреждении культуры «Чайковская художественная галерея» (это в Пермском крае) хранится примитивно исполненный, но занятный тройной портрет.

В муниципальном бюджетном учреждении культуры «Чайковская художественная галерея» (это в Пермском крае) хранится примитивно исполненный, но занятный тройной портрет.

В музее картина числится следующим образом: автор – неизвестен; период создания – неизвестен; название – «Портрет человека в трех возрастах». И прилагается аннотация (орфография и пунктуация, как говорится, сохранены): «На фоне горного пейзажа изображен мужчина в рост: слева - в юности, в центре - зрелости, справа - преклонном возрасте. ( юнкер, генерал - священик)».

Аннотация, что называется, хоть стой, хоть падай.

Отходя несколько в сторону от темы, отмечу, что посмотрел еще хранящиеся в Чайковской художественной галерее произведения и аннотации к ним, и знаете, создается впечатление – что-то как-то в галерее не все в порядке.

Вот, например, страничка с еще одним экспонатом музея. Посмотрите сначала на само произведение, а затем – на его название (справа, под именем автора).

В муниципальном бюджетном учреждении культуры «Чайковская художественная галерея» (это в Пермском крае) хранится примитивно исполненный, но занятный тройной портрет.-2

Я крайне удивился – неужели запечатленного на портрете отставного офицера, судя по фрачной орденской колодке, обладателя наградного оружия, музейщики сочли французским крестьянином? Ведь стоящее в качестве названия картины слово «пейзан», по-видимому, является искаженным «пейзанин», так ведь? После ознакомления с аннотацией, оказалось, что все проще. Вот аннотация: «На дороге идет колонна людей, пеших и всадников, в военной форме. У человека на первом плане перевязана голова в руке палка-посох. Военный в каске с шишаком сидит на лошади. Вдали лес, деревня». Сотрудники музея, заполнявшие Госкаталог, во-первых, перепутали единицы хранения, к которым составляют аннотации, во-вторых, слово «пейзаж» написали с опечаткой на конце.

А вот еще из аннотации к одному портрету, который в музее числится изображением князя П.И. Багратиона (сам портрет сознательно не выкладываю, поскольку изображен там не Багратион, а правильно атрибутировать персонажа мне пока не удалось): «Мундир застегнут на три пуговицы, на шее орден, на левой стороне мундира звезда орден (sic!). Лицо брюзшее (sic!), нос с горбинкой, брови густые, волосы зачесаны на косой пробор, небольшие чуть с седеной (sic!) бакенбарды».

После такого мне подумалось – может быть, мы слишком многого требуем от музейных работников? Мы тут регулярно удивляемся, как можно столь странно атрибутировать портреты, как можно Александра I принять за Анну Иоанновну… какие атрибуции, когда там с правописанием проблемы?!

Сразу хочу попросить: грамотные, компетентные и ответственные музейные работники (если таковые прочтут эти строки), не обижайтесь! Я прекрасно знаю, что вы есть, в том числе в региональных музеях. Но есть и вот такие «брюзшие пейзане с седЕной».

Вернемся к изначальному портрету. Кто же там в действительности изображен?

Посередине представлен рядовой одного из гвардейских полков легкой пехоты, судя по всему, Лейб-гвардии Финляндского, в летней парадной форме в период между 1833 и 1844 гг. На груди его видны Знак отличия Военного ордена («солдатский Георгий», несколько медалей и, по-видимому, солдатский «Польский знак отличия за военное достоинство» (Virtuti military) за участие в подавлении польского восстания 1830-31 гг.

Слева стоит рядовой, видимо, того же полка, но в шинели и с фуражной шапкой (бескозыркой) в левой руке и медалью, насколько можно понять, «За взятие приступом Варшавы» на ленте того же «Польского знака отличия за военное достоинство».

Справа стоит духовное лицо, принадлежность которого к той или иной категории духовенства я определить затрудняюсь.

Оба левых персонажа изображены в предметах униформы, носившихся в один и тот же период и имеют разные награды за «родственные» события – за подавление польского восстания 1830-31 гг «в целом» и за взятие Варшавы в 1831 г. в рамках подавления этого восстания. Это заставляет полагать, что в данном случае изображены разные люди, а не один и тот же человек на разных этапах своей жизни.

Представляется, возможны два варианта появления этого тройного портрета.

Либо два солдата Лейб-гвардии Финляндского полка оказались запечатлены на полотне вместе с, например, полковым священником. Здесь, конечно, нужна консультация специалиста по истории священнических облачений – может ли полковой священник выглядеть подобным образом? Еще раз подчеркну, что не располагаю хоть сколько-нибудь приличными знаниями в данной области, но мне кажется, что на портрете изображен представитель, скорее, «черного», монастырского духовенства.

Либо же, если верна моя догадка относительно черного духовенства, на картине могут быть представлены родственники, например, братья, служащие в гвардейском полку и, находясь в побывке на родине, оказавшиеся запечатленными с другим братом (или отцом?), состоящим в монашеской обители.

Подобные объяснения, безусловно, представляют собой схоластические гадания. Но тот факт, что на портрете изображены не юнкер и не генерал, сомнений не вызывает))

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.