Найти в Дзене
Исторические мелочи

Личность портретируемого установлена, но от этого не легче

Оглавление

Основную часть материала, где я изложу суть дела, я сегодня должен предварить двумя предисловиями. Далее по тексту станет понятно, для чего они понадобились.

Предисловие 1

Как, возможно, кто-то из читателей помнит, я уже говорил, что имею неплохую библиотеку по тематике канала, но в силу того, что она достаточно обширна, вынужден проживать с ней порознь и только периодически устраивать свидания. Это, конечно, серьезно затрудняет работу над материалами. И придумывать темы новых статей и уточнять необходимые сведения приходится либо «из головы» и по памяти, либо при помощи интернета. В интернете, безусловно, много всяческой информации, которой нет в имеющихся у меня изданиях, но и наоборот – в сети нет, по крайней мере, в свободном доступе, многого из того, что есть у меня в книгах и журналах. Насколько же было бы мне проще, если бы я в любой момент мог взять и открыть нужный мне источник, а не пытаться мучительно вспомнить, что же там было написано, или долго, а иногда и тщетно, пытаться искать его в интернете. Или откладывать разрешение вопроса до следующего раза, когда опять воссоединюсь со своими книгами. Но увы, что ж поделаешь.

Предисловие 2

Наверно, многие читатели помнят историю с известным портретом Евграфа Давыдова работы О.А. Кипренского, который долгое время считался изображением Дениса Давыдова. Ну как «считался»… Кажется, сторонники старой версии до сих пор не сложили оружия и еще пытаются оспаривать новую атрибуцию портрета. Так вот, одним из аргументов сторонников «версии Дениса Давыдова» является указание на то, что в семье Давыдовых портрет хранился как изображение именно Дениса, а уж потомки-то «вряд ли могут ошибаться в этом вопросе». Ниже, как я сказал, станет ясно, к чему это я.

Теперь к делу

Несколько месяцев назад меня очень заинтересовал один найденный на просторах Госкаталога музейного фонда портрет. Вот он

Хранится в Государственном Эрмитаже, числится как «портрет мужчины в мундире с орденом Андрея Первозванного» работы неизвестного художника, исполнен в XIX в. Портрет заинтересовал меня в частности тем, что, помимо достаточно своеобразной внешности и мундира, который навскидку мне идентифицировать не удалось, персонаж имеет цепь ордена Св. Андрея Первозванного (что отмечено и музейщиками). Это высшая награда Российской Империи, количество награжденных ею не слишком велико, полный их список имеется даже в Википедии, поэтому процесс атрибуции представлялся не очень сложным.

Проверил на всякий случай поиском по изображениям Гугла и Яндекса, не атрибутировал ли кто уже портрет, выяснил, что нет, и решил попробовать это сделать сам. «Плясать» решил, разумеется, от награды. Определив период создания портрета началом-серединой царствования Александра I, я стал просматривать список кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного примерно второй половины правления Екатерины II (на всякий случай), царствований Павла и Александра I.

И… ни фига. Никто из кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного указанных периодов «не сходился» с изображенным на портрете так, чтобы совпали и награды, и мундир, и внешность. Особое внимание я, конечно, уделил людям, с которыми у персонажа портрета было что-то общее во внешности. Проверил М.И. Голенищева-Кутузова (у изображенного на портрете с обоими глазами все в порядке, но мало ли, может быть, художник так решил «приукрасить» внешность будущего фельдмаршала). Нет, не сходится. Проверил Д.И. Лобанова-Ростовского (немного похожа прическа, хотя тот на всех портретах гораздо худее). Нет, не сходится. Отчаялся, положил портрет в «избранное», решив когда-нибудь попробовать к нему вернуться. Потом совершил еще несколько подходов к штанге, но с тем же результатом...

Но наконец, однажды, во время очередного свидания со своей библиотекой (см. Предисловие 1) открываю книгу с атрибуциями известного специалиста А.В. Кибовского и… нахожу там этот портрет. Атрибутированным. А также объяснение, почему я так и не смог его идентифицировать среди кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного.

По версии Кибовского, которой я в общем не вижу оснований не доверять, на портрете, выполненном около 1808 г., изображен граф Илья Андреевич Безбородко (1756-1815), младший брат известного канцлера Российской империи Александра Андреевича Безбородко. Вот другой его (в смысле - И.А. Безбородко) портрет

Д.Г. Левицкий «Портрет И.А. Безбородко», 1810-е гг.
Д.Г. Левицкий «Портрет И.А. Безбородко», 1810-е гг.

Физиономическое сходство, думаю, очевидно. А теперь – о том, почему я не только не смог идентифицировать И.А. Безбородко, но даже и не рассматривал такой вариант. «Галочка, ты сейчас умрешь!» (с) Дело в том, что у И.А. Безбородко не было ордена Св. Андрея Первозванного, который присутствует на портрете и «от которого» я пытался строить свою атрибуцию. Согласно Кибовскому, до 1917 г. в собрании П.И. Щукина в Москве хранилась, а по настоящий момент в Одесском историко-краеведческом музее хранится две версии этого же портрета без цепи ордена Св. Андрея Первозванного на груди персонажа. Появление же цепи на еще одной версии портрета (рассматриваемой нами – из Эрмитажа), Кибовский объясняет следующим образом: «Эти странные дополнения появились, видимо, из-за того, что потомки – графы Кушелевы-Безбородко со временем утратили понимание того, кто именно изображен на портрете. Вероятно, его уже считали изображением адмирала графа Г.Г. Кушелева, пожалованного в кавалеры ордена Св. Андрея 28.06.1799». Это к вопросу том, что «уж потомки-то вряд ли могут ошибаться в вопросе о том, кто изображен на портрете, который они хранят» (см. Предисловие 2). Безусловно, такое объяснение – это лишь версия, но учитывая, что и остальные (помимо ордена Св. Андрея Первозванного) награды сходятся, и физиономическое сходство налицо, и зная тщательность подхода Кибовского к атрибуциям, можно быть практически уверенным, что на портрете именно И.А. Безбородко.

Ниже – граф Г.Г. Кушелев в орденском платье ордена Св. Андрея Первозванного с цепью на шее, которую он, сам о том не ведая, «одолжил» И. А. Безбородко

В.Л. Боровиковский «Портрет Г.Г. Кушелева с детьми», около 1804-05 гг.
В.Л. Боровиковский «Портрет Г.Г. Кушелева с детьми», около 1804-05 гг.

Итак, личность изображенного на портрете с высокой долей вероятности установлена. А вот вопрос о мундире, в котором персонаж изображен, для меня так и не прояснился. В той книге, где я нашел рассматриваемый портрет, Кибовский дает лишь данные о личности портретируемого, сам же процесс атрибуции, согласно сноске, описан в издании «Материалы по русской иконографии», выпуск 4. У меня этого издания, к сожалению, нет. Я попытался еще раз, уже зная личность изображенного, разобраться с его мундиром на портрете, но опять не преуспел. В 1796-98 гг. И.А. Безбородко был шефом Черниговского кирасирского полка, может быть, он носил его мундир после отставки? Нет, мундир на портрете не имеет ничего общего с униформой этого полка. С 1798 г. Безбородко был сенатором. Нет, это не сенаторский мундир. Граф владел имениями в Черниговской (с 1802 г., до этого – в составе Малороссийской) губернии. Нет, на Безбородко на портрете явно не губернский мундир Малороссийской или Черниговской губерний. К моменту смерти в 1815 г. Безбородко состоял в звании предводителя дворянства Санкт-Петербургской губернии. Но и на губернский мундир данной губернии одеяние на портрете не похоже.

В общем, если у кого-то есть 4-й выпуск «Материалов по русской иконографии» и не сложно посмотреть там соответствующий материал, не сочтите за труд, отпишитесь в комментариях, во что же одет граф Илья Андреевич Безбородко на портрете.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.