Всем привет, дорогие друзья. Сегодня я расскажу вам, как одна неисправность эскалатора в метро Москвы привела к десяткам жертв.
_________________
В 1982 году на станции «Авиамоторная» московского метро из-за аварии эскалатора пострадали и погибли несколько десятков человек. Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с электродвигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость.
Вообще-то для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены еще и аварийные тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба не сработали.
В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва возвращающихся с работы пассажиров злополучный эскалатор станции "Авиамоторная" был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров - так положено по инструкции. Вскоре эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость. Лестничное полотно эскалатора развило скорость в 2,5 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки.
За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз. Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло... В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали станцию «Авиамоторная» без остановки. На станцию были вызваны бригады «скорой помощи».
После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Некоторые пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдерживала и проламывалась, но внизу были не страшные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания.
Как выяснили следователи, причина была в некорректной работе новых тормозов, установленных на эскалаторах станции «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их работу по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней, и, проходя нижнюю гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита, и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент лишь тогда, когда скорость эскалатора достигла скорости более 2,5 м/с.
А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения. Для руководства метрополитена сложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы закрыть почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу. В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт длился три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали постепенно, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.
***
На этом статья подходит к концу. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Это очень сильно мотивирует на написание новых статей.
До скорого!