Найти тему
Hyundai XTeer

Производство есть — сырья нет? Что мы НЕ знаем про российские моторные масла. ЧАСТЬ 1

Оглавление

Весна 2022 года показала российским автовладельцам, каких высот в считанные дни может достигнуть стоимость обыкновенного сезонного ТО. Взлетевшие в несколько раз цены на импортные моторные масла и другие расходники напугали очень многих. Однако испуг тот был недолгим: летом ситуация относительно стабилизировалась. Самое главное, стало понятно, что в ближайшее время рынок совсем без автомасел не останется. После ухода Shell, Mobil, Total, Castrol и других западных брендов многие автовладельцы перенесли внимание на торговые марки отечественных нефтяных компаний — появился повод думать, что они-то как раз и закроют образовавшуюся брешь. Но закроют ли? 

Вернее, вопрос нужно ставить несколько иначе: закроют-то они, может, и закроют, но за счёт чего и кого? Предлагаем свою точку зрения на этот вопрос, которая, конечно же, не претендует на истину в последней инстанции и которую стоит расценивать исключительно как приглашение к размышлению и обсуждению. 

Своя база, да не вся… 

На этом канале мы неоднократно рассказывали о том, как устроена индустрия производства смазочных материалов и, в частности, моторных масел. В основе любого такого продукта лежит базовое масло, которое получают из нефти. Соответственно, производят базовые масла нефтеперерабатывающие компании. Последние могут быть одновременно с этим и нефтедобытчиками – как, например, американская ExxonMobil, европейская Shell и т.п. А могут и не быть таковыми, используя для своей деятельности сырую нефть от сторонних поставщиков, как это делает, скажем, производитель смазочных материалов HYUNDAI XTeer – южнокорейская компания Hyundai Oilbank, имеющая контракт с таким мировым нефтедобытчиком, как Saudi Aramсo (Саудовская Аравия). 

Фото: Eurasianeconomic.org
Фото: Eurasianeconomic.org

В России тоже есть как нефтедобывающие, так и нефтеперерабатывающие предприятия, в том числе с мировыми именами, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» и «Татнефть». Казалось бы, отлично: нефти в стране в избытке, перерабатывающих её заводов – тоже много, стало быть, проблем с базовыми маслами у нас нет и быть не может. С одной стороны, всё так и есть: минеральных базовых масел I и II групп (в соответствии с классификацией Американского института нефти – API) российского производства хватает не только, чтобы полностью закрывать потребности внутреннего рынка, но и чтобы экспортировать в другие страны. Да только вот для создания современных легкомоторных масел этих баз недостаточно. Российская «минералка» чудо как хороша в промышленности, для грузовой и строительной техники, а также для легковых автомобилей старшего поколения. Моторные же масла для новых двигателей, в большинстве своём, сейчас делают на основе III группы базовых масел — чаще в чистом виде, иногда в смеси со II группой, а порой и с добавлением IV и V групп. 

В чем же проблема?

А проблема в том, что для получения высококлассных базовых масел (III группы и выше) требуется сложное высокотехнологичное оборудование. Как нетрудно догадаться, на большинстве российских предприятий такого оснащения пока ещё нет. И если часть мощностей того же «Лукойла» отдана под производство как раз именно гидрокрекинговых базовых масел III группы, то ПАО-масла в РФ не производит ровным счётом никто. А имеющиеся объёмы производства III группы покрывают лишь малую часть того объёма, который требуется российскому рынку моторных масел, в целом. 

Вот так приблизительно выглядят на просвет базовые масла разных групп. Стоит ли объяснять, в чем разница?
Вот так приблизительно выглядят на просвет базовые масла разных групп. Стоит ли объяснять, в чем разница?

Впрочем, наращивать дорогостоящие производственные мощности компаниям в России долгое время не было никакой нужды: отечественные лидеры отрасли поддерживали деловые связи с европейскими энергетическими гигантами, такими как Shell, Total и другими, которые производят высококачественные базовые масла III группы и выше. Однако события минувшей весны вынудили корпорации разорвать отношения с партнёрами из РФ. И остаётся лишь догадываться, где наши национальные компании берут базы для своих легкомоторных масел теперь, поскольку информация об этом в официальных источниках деликатно умалчивается. 

Можно, конечно, предположить, что компании резко нарастили мощности и вот-вот начнут производить тот объем высококачественного базового масла, который необходим, чтобы совсем уйти от импорта. Однако гораздо более правдоподобной нам кажется версия о том, что базовые масла на российские предприятия импортируются в прежних объемах. Правда, уже не с Запада, а из дружественных по отношению к сегодняшней России стран Юго-Восточной Азии. По крайней мере, там находятся, как минимум, три крупнейших в мире производителя базовых масел III группы – SK Lubricants и S-Oil в Южной Корее и PetroChina в Китае. А вот производитель PAO (базовых масел IV группы) в тех краях всего лишь один, да и тот находится в недружественной Японии и принадлежит компании Idemitsu, которая поставки в РФ больше не осуществляет. 

А какая версия насчёт происхождения базовых масел в составе российских продуктов кажется наиболее вероятной вам, уважаемый читатель? В следующей статье, кстати, поговорим о присадках – второй обязательной составляющей любого моторного масла. Кое о чем вы наверняка раньше не знали!

#рынок #авто #импорт #санкции #нефть