Найти тему
Опенспейс Дзена

Как корректно поддержать коллег в трудные времена? Объясняет психолог

«Этический момент» — это рубрика, в которой мы помогаем разбираться со сложными этическими дилеммами на работе. В этот раз автор Дзен-канала «Неприкрытый гештальт» и психолог Сергей Янгибаев рассказывает, как ободрить коллег в турбулентное время и чего при этом делать нельзя.

Начнем сразу с табу: не нужно объединять переживания многих людей в одно. Даже фраза «Всем нам сейчас нелегко» приводит к неуместному слиянию и обесценивает конкретные переживания каждого из коллег.

Кроме того, не стоит злоупотреблять объятиями. Даже такой невинный физический контакт на работе допустим только с самыми близкими коллегами и только с их разрешения. Когда человеку грустно, особенно важно, чтобы он чувствовал безопасность на всех уровнях: не только ментальном, но и на физическом. И здесь любые касания могут сыграть злую шутку.

Лучший способ поддержать коллегу, который находится на равной с вами позиции, — напрямую спросить его: «Что я могу сделать?» Если сделать ничего нельзя, то примите это — хоть это и непросто. Помните старую поговорку: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Как узнать, что вашим сотрудникам нелегко? С помощью индивидуальных бесед. В мире происходят непростые события, которые могут влиять на эмоциональное состояние, поэтому важно назначать личные встречи с подчиненными. Расспросите, как они себя чувствуют. Узнайте, что именно может подарить члену вашей команды дополнительное чувство безопасности.

Предложите команде условные стакан воды и пледы — как это принято по протоколу служб спасения. На деле это могут быть пончики без повода или возможность взять дополнительный отгул.

Важно не навязывать эту заботу, а просто оставлять ее на видном месте, чтобы те, кому она действительно нужна, обратились к ней без давления извне.

Если вы тимлид, напишите в чате своей команды что-то вроде «Если кому-то тяжело, не стесняйтесь взять отгул на день» или просто «На кофепоинте угощения без повода».

Легитимизируйте возможность расслабиться на работе. Сходить вместе в ресторан или в кино. Чуть сдвинуть для этого дедлайны.

Сотрудники должны знать, что могут себе позволить на что-то отвлечься, чтобы организм мог восстановить ресурсы.

Кстати, про работоспособность. В кризисные моменты работодатель может дать сотрудникам возможность работать по их собственному режиму. Что это значит? Например, разрешить сдать отчет в 09:00, а потом до 15:00 заниматься сторонними делами. А вечером, когда спадает внутренняя тревожность, — нагнать остальные процессы.