Предлагаю начать с эксперимента. Возьмите небольшой текст о популярной науке. Встаньте перед зеркалом и прочитайте несколько раз. Сначала монотонно, невыразительно. Потом – с интонацией, будто вы ведущий на телевидении. Затем – эмоционально, громко, срывающимся голосом.
А теперь сравните, какая манера чтения показалась вам наиболее правдоподобной. А получится ли у вас говорить убедительно в любой ситуации? Без репетиции? Рассказываю, как этому научиться.
Какую речь можно назвать убедительной
После разговора с вами человек согласился с вашей точкой зрения. Мало того, он совершил в соответствии с этим некие действия, например, записался на прием к специалисту. Значит, вы умеете говорить убедительно. Правдоподобность речи обеспечивают несколько факторов:
- наличие доказательной базы: примеров из жизни, фактов, мнений ученых;
- логический аспект, когда ни одно высказывание не противоречит другому;
- отсутствие размытых определений, только конкретика;
- минимум специфической терминологии, непонятной большинству аудитории.
Проще говоря, нужно уметь рассказывать сложные вещи простым языком, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее истинность. Но даже если все это присутствует, далеко не всегда удается убедить слушателей совершить действие. Речь нужно еще и правильно преподнести. Что для этого необходимо?
Делайте паузы, не спешите
Чем быстрее вы говорите, тем сложнее воспринимается ваша речь. Поэтому учимся говорить спокойно, не спеша. Выделяем важные моменты повышением интонации, делаем между словами паузы.
Только не стоит заполнять эти паузы междометиями или словесным мусором: «эээ», «воот», «ну».
Держите эмоции под контролем
Убедительная речь может иметь эмоциональную окраску, но не должна напоминать истерику. Слушатели или собеседники должны почувствовать, что вы сами увлечены этой темой, верите в то, о чем говорите. Если же возникает спор, не следует давать волю эмоциям, проявлять агрессию по отношению к оппонентам.
Неуравновешенному человеку не хочется верить.
Затрагивайте боль собеседника, фокусируйте внимание на его выгодах
Внимание людей приковывают темы, связанные с их личными потребностями. Поэтому говорите с человеком о том, что его волнует, беспокоит. Предлагайте свою продукцию или услуги, как верный способ решить его проблемы.
Говорите строго по делу
Не засоряйте речь длинными вступлениями, воспоминаниями, лирическими отступлениями. Старайтесь логически переходить от одного блока информации к другому, не скачите по темам. Четкая, короткая речь воспринимается намного лучше, чем растянутая на часы «проповедь».
Проверяйте информацию
Уверенность в своих знаниях определенно дает нам свободу высказываний. Вы можете быть категоричным в отстаивании истины. Не позволять оппоненту заводить себя в тупик демагогии. Но для такой уверенности необходимые твердые знания. Поэтому готовьтесь к каждому выступлению как можно тщательней.
Проверяйте и перепроверяйте факты, цитаты или формулы. Выходите к аудитории максимально «подкованным».
Очищайте и украшайте свою речь
Постоянно обращайте внимание на то, как вы разговариваете. Привычки «бытовой» речи довольно часто проскакивают в выступлениях и сразу «обваливают» репутацию оратора. Старайтесь даже в быту разговаривать на чистом, литературном языке.
Избавляйтесь от нецензурной лексики, сленга, слов-паразитов. Отучайтесь от фраз, выдающих вашу неуверенность: «наверное», может быть», «кажется», а также робость: «еще раз извините», «прошу прощения». Эти слова выглядят попыткой оправдаться, что точно не придает вам убедительности.
Работайте над голосом, мимикой, жестами
Старайтесь не говорить высоким тембром, многим это режет слух, раздражает. Работайте над голосом, учитесь не напрягать голосовые связки, «заставляйте» речь идти не из горла, а из грудной клетки. Попробуйте, это снижает нагрузку на гортань.
Следите за своей жестикуляцией, чтобы она была умеренной и соответствовала теме. А еще – соглашайтесь с оппонентом, когда это уместно. Это поможет склонить его на свою сторону, убедить, побудить к действиям.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить мои следующие публикации. Расскажу о манипуляциях, с которыми вы можете встретиться как во время переговоров с партнерами и клиентами, так и в кругу близких людей, дома.
Читайте еще: