С началом Великой Отечественной войны битва на информационном фронте не уступала по значимости сражениям на поле боя.
Психологическое оружие нацистов в годы Великой Отечественной войны
При подготовке к нападению на Советский Союз в Германии было создано секретное учреждение «Бинета», целью которого являлась организация психологической войны против нашей страны. Здесь была отпечатана большими тиражами антисоветская литература, подготовлены программы радиопередач, кинофильмы. Гитлер надеялся, что фашистская пропаганда «сломит врага психологически, прежде чем вообще вступят в действие армии. Население вражеской стороны должно быть деморализовано, готово капитулировать, ввергнуто в состояние пассивности… Смятение в умах, противоречивость чувств, нерешительность, паника – вот наше оружие» (Фуллер Дж. Ф. С. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Стратегический и тактический обзор. – М., 1956. – С. 59.)
Не менее радужные надежды возлагал на психологическое оружие и начальник штаба верховного главнокомандования генерал Йодль, отдавший приказ применять его против Красной Армии и населения оккупированных районов «в больших масштабах» (Нюрнбергский процесс. Сб. мат-ов в 7-ми т. – Т. 2. – М., 1958. – С. 575)
В группе армий «Север», наступавших на Ленинград, имелся специальный отдел пропаганды, а в отдельных армиях – роты пропаганды. Кроме того, весьма активную идеологическую и психологическую обработку советских людей вели немецкие комендатуры: в городах, деревнях и поселках Ленинградской области массовыми тиражами распространялись листовки, брошюры, воззвания. Большое место в идеологической диверсии гитлеровцев занимали газеты, издававшиеся ими на русском языке. Для достижения более сильного пропагандистского воздействия многие из этих газет выходили под прежними советскими названиями с сохранением того же формата, шрифтов, верстки; содержание газет было, разумеется, антисоветским. В г. Дно немцы выпускали газету «За Родину», точную копию органа Политуправления Северо-Западного фронта. Значительными тиражами в Ленинградской области выходили газеты оккупантов «Северное слово», «Островский вестник» (См.: Петров Ю. Д. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941–1944. – Л., 1973.)
Помимо печатной пропаганды фашисты усиленно использовали радио. Например, в г. Порхове они организовали радиопередачи от имени Москвы, чтобы создать у населения впечатление о падении столицы. Гитлеровская пропагандистская машина всеми способами пыталась внести растерянность в ряды советских людей. Агитаторы одной из немецких дивизий, основательно потрепанной нашими войсками под Ленинградом и выведенной на переформирование в конце сентября 1941 г., проводили собрания в деревнях Сережинского и Плоскошинского районов, предлагая людям, имевшим родственников в Ленинграде, поехать туда и забрать их трупы, ибо, по утверждениям пропагандистов, город уже пал (См.: Юденков А. Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941–1944 гг.). – М., 1971)
В фашистской пропаганде тех лет принцип глобальной лжи, получивший свое выражение в циничной «формуле» Гитлера – «Чем больше ложь, тем легче ей верят»*, был определяющим при организации идеологической диверсии на всей оккупированной территории Советского Союза. (* Гус М. Безумие свастики. – М., 1971. – С. 92.)
Централизация информации - Совинформбюро
Для централизации всей информации, поступавшей с фронта и тыла 24 июня 1941 года был создан специальный орган – Советское информационное бюро (Совинформбюро).
В структуру Совинформбюро входили: военный отдел, отдел переводов, отдел пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературный и др. Совинформбюро осуществляло руководство работой военных корреспондентов, занималось информационным обеспечением посольств и консульств СССР за рубежом, иностранных радиовещательных корпораций и радиостанций, телеграфных и газетных агентств, обществ друзей СССР, газет и журналов различных направлений.
Голос с неба. Радио
Радио стало важным источником информации и мощным вдохновителем. Вся сетка радиовещания была оперативно перестроена: главными стали информационные и информационно-политические передачи.
Условия военного времени требовали высокого уровня цензуры. Партийное руководство рассматривало и утверждало ежемесячные планы выпусков «Последних известий», литературных, драматических и детских художественно-просветительских передач. Примечательный факт касается радио в республиках, где дикторы стали передавать в эфир материалы в переводе на национальный язык.
С первых дней Войны кадровый состав радио был забронирован от призыва на фронт. Тем не менее, многие ушли добровольцами, а военные корреспонденты рисковали ничуть не меньше солдат, готовя журналистские материалы в окопах, в полях, в госпиталях, на кораблях и даже отрабатывая в небе.
Советский диктор Владимир Борисович Герцик на маленьких самолетах летал ночью над территорией врага и на немецком, специфическом тирольском, фальцетом во время планирования вел пропаганду среди фашистов. Для этих целей создавалась специальная аппаратура. Одна из первых военных разработок Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи – звукопередвижка для идеологической обработки противника, которую устанавливали на самолет «У-2». Герцика называли «голосом с неба».
Радиопередачи военных лет
На радио шел непрерывный поток писем с фронта и тыла. Люди сообщали о себе, просили узнать о судьбе родных. В августе 1941 года был создан специальный отдел «Письма на фронт и письма с фронтов Отечественной войны». Многие письма зачитывались в эфире и это оказывало сильное впечатление на слушателей и работало как живая агитация.
В разгар битвы под Москвой Всесоюзный радиокомитет совместно с Политическим управлением Западного фронта организовали цикл передач «Говорит Западный фронт!». Выездная редакция готовила репортажи, записи боев, беседы бойцами, партизанами, с жителями освобожденных районов.
Фрагмент сетки вещания радио Бурятии (1942 г.):
«6:30–6:45 – трансляция радио Иркутска по узлам
7:00–7:05 – объявление о работе станции и программа передач
7:05–7:25 – урок гимнастики
7:25–7:45 – «Последние известия»
7:45–7:59 – концерт
7:59–8:19 – трансляция радио Москвы
До 9:09 – местные передачи
9:09–9:30 – трансляция радио Москвы
12:00–13:30 – трансляция радио Москвы
16:00–17:25 – трансляция радио Читы
17:28–19:15 – трансляция радио Москвы
19:15–19:45 – сообщение Совинформбюро
19:45–20:05 – концерт
20:05–20:20 – общественно-политическая программа
20:20–20:30 – молодежный канал
20:30–20:59 – концерт
20:59–21:15 – трансляция радио Москвы
21:15–21:35 – передачи по сельскому хозяйству
21:35–21:49 – сообщение Совинформбюро на бурятском языке. По воскресеньям – материалы из газет.
21:49–21:55 – музыкальный антракт
21:55–22:15 – «Последние известия»
22:30–23:00 – трансляция радио Иркутска
23:00–23.03 – программа передач на завтра»
(источник: НАРБ (Национальный архив Республики Бурятия). Ф. 1П. Оп. 1. Д. 3863. Л. 38 // Цит. по: Шагдарова Б. Б. Радиовещание в Республике Бурятия // Новый исторический вестникъ. The New Historical Bulletin. - 2010. № 26(4). – URL: http://)
Отрабатывать контрпропаганду
При этом, что особенно важно, вещание советского радио было направлено не только на жителей нашей страны, но и на зарубежье – необходимо было оперативно отрабатывать контрпропаганду. К концу войны число языков вещания увеличилось с 13 до 21. Главными направлениями вещания стали вражеские страны, нейтральные государства, движения Сопротивления оккупированных фашистами стран, страны-союзники по антигитлеровской коалиции.
Левитан о мужестве дикторов
Донесение информации требовало от диктора мужества и психологической выдержки, особенно когда это касалось поражений. По воспоминаниям о своей работе и работе коллег Ю.Б. Левитана:
«Сурово и медленно падали слова, читаемые почти на одной ноте. Никаких красок, никакой игры в интонацию, никаких нюансов. Диктор понимал, что все иное, кроме мужественного изложения факта, будет неуместным. «…Оставили города…» На перечислении голос словно леденел, звучал громче, отчетливее, не скрывая военных поражений. Но доминировала вера. Она не угадывалась, а преобладала» (Левитан Ю. 50 лет у микрофона / сост. В. Возчиков. – М.: Искусство, 1987)
Репродукторы вместо радиоприемников
С началом войны все радиоприемники были у населения изъяты в связи с тем, что враг вел большую пропагандистскую работу в радиоэфире. Единственным способом слушать новости были репродукторы («Рекорд», «Зорька»). Они были чувствительными, слегка дребезжали, но с задачей справлялись. Любопытен тот факт, что точек проводного вещания в деревнях после окончания войны стало больше, чем до нее. Дело в том, что в период освобождения захваченных фашистами территорий практически через 20 километров после фронта уже шли связисты, восстанавливали гражданскую связь и обязательно проводное вещание.
Еще до войны радиостанции начали строить в глубине страны. Знаменитую подземную Куйбышевскую станцию сначала планировали в районе Григориополя (между Молдавией и Украиной) для вещания на Америку и Африку, но потом И. В. Сталин сказал: «Давайте лучше, на всякий случай, на Волге». Решение о создании радиостанции приняли в 1941 г. перед началом войны, но построили только в 1942 г. Мощные передатчики размером с двухэтажным или трехэтажный дом, огромные масляные трансформаторы на улице, система охлаждения – быстро такой объект не построить.
Как передавали информацию с фронта?
Прямой передачи материалов с фронтовой передовой от радиокорреспондентов практически не было, поскольку для этого нужно было занимать линию телефонного провода. Военные корреспонденты ездили со звукозаписывающей аппаратурой («Престо» и немецкие устройства), которая весила примерно 50 килограммов. Однако, служила она больше для знаковых событий в стационарных условиях, потому что требовала подключения к электросети. Обычную запись иногда делали по-другому: конец провода уходил в радиодом, и все записывалось на пластинку. Рекордер царапал 420- миллиметрового диаметра стеклянный диск, политый специальным лаком. Электроакустическое качество пластинок было очень высокое, сравнимое с первыми магнитофонами.
Ленинградское радио – особенный фронт
С сентября 1941 года радио Ленинграда начало транслировать передачи на весь Советский Союз. В передаче из блокированного города 12 октября 1941 года, идущей на всю страну, известный профессор-филолог, в то время редактор радио Георгий Макогоненко рассказывал: «Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города... заговорило радио. Передается первый выпуск “Последних известий”. У репродукторов сразу же образуются толпы. Торопящиеся люди останавливаются на несколько минут, чтобы прослушать вести с Ленинградского фронта. Это тоже дело: важное, непременное, входящее в распорядок дня каждого ленинградца».
Все дни блокады действовало правило: во время воздушной тревоги на командном пункте города Дома радио отключали от трансляционной сети, и в эфир пускали стук метронома. Напряженно вслушиваясь в его стук, ленинградцы ждали, когда в эфире раздастся щелчок, и прозвучат такие мирные слова: «Говорит Ленинград!».
Для работы с молодежью Ленинградский радиокомитет в конце ноября 1941 г. организовал цикл передач «Беседы на важные темы современности»: «Фашизм превращает людей в скотов», «Гитлер – злейший враг человечества», «Национальная демагогия германского фашизма», «Что ты защищаешь, молодежь?» и др.
В июле 1942 года в эфире зазвучали передачи для партизан и населения оккупированных районов.
Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру - с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, - все это стало привычным рядовым событием фронтовых репортеров Л. Маграчева, М. Блюмберга, М. Фролова.
Лазарь Маграчев после войны вспоминал одну совершенно уникальную историю, тоже связанную с пропагандой, но уже на немцев. В самый голодный месяц блокады - в декабре 1941 года, в одной из студий Радиокомитета на огромном столе он увидел тарелки с ломтиками колбасы, сыра, аккуратно нарезанный хлеб, сахарницы, розетки с печеньем и конфетами.
«У меня, помню, при виде этого изобилия перехватило дыхание, засосало под ложечкой, и я механически еще туже затянул пояс гимнастерки. В тот день в булочную, где я отоваривал карточки для своих, с опозданием привезли хлеб, так что с предыдущего вечера у меня маковой росинки во рту не было. А тут такое «зрелище для богов»!»
Так для чего был организован такой пир, в то время как большинство ленинградцев получали суточную норму хлеба, не превышавшую 125 граммов? Оказалось, незадолго до этого на одном из участков Ленинградского фронта захватили несколько фашистских офицеров. И политуправление решило устроить встречу с пленными в неофициальной обстановке - разговорить их и получить радиодокумент большого политического значения. В студию привезли двух офицеров: Курта Брауна и Людвига Бисмарка. Беседа с ними записывалась через спрятанный под столом микрофон. Пораженные фашисты признавались: «Вы так прекрасно нас угощаете. А нам говорили, что в Петербурге умирают от голода, что люди пожирают друг друга». Вскоре запись разговора с немецкими офицерами отправили на передний край, включили громкоговоритель, и все немецкие солдаты начали понимать, что их надежда на удушение Ленинграда голодом вряд ли сбудется. После интервью яства с банкетного стола тщательно взвесили, записали, упаковали и отправили во фронтовой госпиталь, где лежали тяжелораненые».
О значении радиопередач рассказывал после войны командир Лужского партизанского отряда Н. Панов: «Немцы изо дня в день печатали в своих газетах, что Ленинград сдан и Балтийский флот уничтожен. Население было подавлено, у нас в отряде настроение тяжелое… Как быть? Собираем партийную группу, на повестке дня – один вопрос: сдан Ленинград или нет? Постановили: не сдан!.. Но сердце болит… И вот идем лесом и натыкаемся на оредежских партизан. Конечно, первые слова: «Не слышали, как Ленинград?» А у них рация… Не прошло и часа – ловим: «Слушай нас, родная страна. Говорит Ленинград!.. Говорит крейсер «Киров». Ну! Что тут с нами было – мне не рассказать! Жив Ленинград и флот! Значит, правильно партсобрание решило. Мы тотчас же наших агитаторов – в села: рассказать, что не сдан Ленинград и не сдается. Это нам очень помогало».
Приближалась победа – менялись идеологические задачи
По мере приближения победы перед сотрудниками радио ставилась задача – уделить серьезное внимание научно-популярным, музыкальным, литературно-художественным и детским программам, наряду с передачами политического вещания. Научно-просветительские передачи многих местных радиокомитетов начались с радио лекций ученых на самые разные темы: «Прошлое земли», «Великие грозные явления природы», «Происхождение человека», «Существует ли душа», «Сон и сновидения» и др. Образовательная радиопропаганда вызвала у слушателей искренний интерес. Объем музыкального вещания, значительно сокращенный в самом начале войны, теперь заметно расширился. Концерты в «живом» инструментальном исполнении, отрывки из оперной классики и произведения из репертуара местных композиторов зазвучали в эфире. Музыку выдавали из студии в прямой эфир с патефонных пластинок. Часто это делал диктор, которому приходилось и крутить ручку патефона, и читать текст между концертными номерами. Случавшиеся технические погрешности слышала аудитория. (См.: Калиниченко А. Говорит Барнаул // Алтайская правда. – 1964. – 7 мая. – С. 6.)
Ничего не изменилось. Враг вновь пытается внести смятение в наши сердца при помощи лжи и дезинформации, только сейчас в арсенале психологического воздействия гораздо больше возможностей. История многому учит – пора учиться.
Источник:
При подготовке статьи использованы материалы из сборника научных статей в честь 70-летия Победы «Радио в годы Великой Отечественной войны» кафедры телевидения и радиовещания МГУ
Ссылки на предыдущие статьи на канале:
6. Приказ Сталина №227: «Ни шагу назад!». Крик отчаяния или единственный выход?
Cсылки на мои книги на Ozon.ru:
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
#история #ссср #пропаганда #великаяотечественнаявойна #армия #общество #сми #психология #сталин #наука