Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Приказ Сталина №227: «Ни шагу назад!». Крик отчаяния или единственный выход?

Самый известный, самый страшный и самый спорный приказ Великой Отечественной войны №227 появился через 13 месяцев после ее начала. Так что это было: последний крик отчаяния или единственный выход на фоне того, что не все бросались с гранатами под танки и с готовностью шли умирать за Родину?

От идеализации первых послевоенных десятилетий до откровенной чернухи в восьмидесятых-девяностых годах, когда нас, граждан СССР, с таким остервенением приучали стыдится своей истории и ненавидеть собственную страну. От белого к черному. Сейчас не время оценивать - сейчас время извлекать уроки.

Философия гуманизма, которую нам проповедовали последние лет тридцать, где высшая ценность – человеческая жизнь, в военное время не работает. На войне все наоборот. Война по своей сути – отвратительное явление, но еще более отвратительное явление трусость, позор капитуляции и предательство интересов собственной страны.

Приказ №227 Народного комиссара обороны И. В. Сталина от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» появился не на пустом месте. Он был вызван тем, что не все наши деды и прадеды бросались с гранатами под танки и с готовностью отправлялись за Родину умирать.

Стратегическая обстановка на фронте резко обострилась. После поражения в Харьковской операции 1942 года, неудачных боев в районе Воронежа, на Донбассе и на Дону войска Красной Армии отступали с большими потерями. Москва хотя и была спасена в боях минувшей зимы, но фронт все еще стоял в 150 км от нее. Ленинград находился в страшной блокаде, а на юге после долгой осады был потерян Севастополь. Враг, прорвав линию фронта, захватил Северный Кавказ и рвался к Волге. Под фашистами оказались густонаселенные, промышленно развитые и ценные с точки зрения сельского хозяйства районы нашей страны. За линией фронта, на оккупированной немцами территории, до войны проживало 80 млн. людей, производилось около 70% угля, чугуна и стали, пролегало 40% всех железных дорог СССР, находилась половина поголовья скота и посевных площадей, ранее дававших половину урожая. СССР оказался на грани катастрофы.

Вновь, как и в начале войны, наряду с мужеством и героизмом среди отступающих войск началось падение дисциплины, паникерство, дезертирство, преобладали пораженческие настроения.

Впервые предельно откровенно и четко о реальной ситуации на фронте

Если ранее советская пропаганда описывала прежде всего успехи и удачи, подчеркивала сильные стороны СССР и нашей армии, то приказ Сталина № 227 начинался именно с констатации страшных неудач и потерь. Подчеркивал, что страна стоит на грани жизни и смерти:

«Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину. Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо, если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог».

«Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности»

К этому времени страна была переведена на военные рельсы. Заводы и фабрики работали без передышки, многие круглосуточно, поставляя на фронт самолеты, танки, артиллерию, минометы, обмундирование и все, что требовалось для армии. Почему же Красная Армия продолжала отступать? Чего не хватало?

Паникеры и трусы должны истребляться на месте

Самое главное и самое важное - не хватало дисциплины. На фоне отступления моральный дух многих бойцов и командиров был подорван, преобладали откровенно упаднические и пораженческие настроения.

«Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.
Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования.
Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины»

Следует поучиться у наших врагов

Во время зимнего отступления под напором Красной Армии в немецких войсках расшаталась дисциплина. Для ее восстановления немцы предприняли суровые меры, приведшие к хорошему результату.

Немцы сформировали 100 штрафных рот из провинившихся в дисциплине бойцов и поставили их на опасные участки фронта.

Они сформировали около 10 штрафных батальонов из провинившихся командиров, лишили их орденов и поставили на опасные участки фронта.

Далее, они сформировали специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций или попытки сдачи в плен.

«Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель — покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение. Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?»

Что приказал Сталин?

Иосиф Сталин требовал наведения в армии строжайшего порядка и железной дисциплины.

В пределах фронта формировались 1—3 штрафных батальона по 800 человек, а в пределах армии — 5—10 штрафных рот по 150—200 человек в каждой; 3—5 заградительных отрядов до 200 человек в каждом.

Командование фронтов обязывалось ликвидировать отступательные настроения в войсках, а также снимать с поста и направлять для привлечения к военному суду командиров, которые позволили самовольное отступление с позиций без приказа командующего фронта.

Приказ №227 публично зачитывался всему личному составу Красной Армии.

Не буква, а дух Приказа способствовали духовному перелому

Вот как описывает свою реакцию военный корреспондент, писатель Константин Симонов:

«Мы сидели с Уткиным на срубе деревенского колодца и целый час, оглушенные, молчали после того, как прочли приказ. По-настоящему я пришел в себя только через несколько дней в Москве. Все эти дни мне казалось, что течение времени прекратилось. До этого война наматывалась, как клубок, сначала как клубок несчастий, потом, в декабре сорок первого, этот клубок как будто начал разматываться, но потом он снова начал наматываться, как клубок новых несчастий. И вдруг, когда я прочел этот приказ, словно все остановилось. Теперь движение жизни представлялось в будущем каким-то прыжком – или перепрыгнуть, или умереть!

Сидели и молчали. Потом зашли к вернувшемуся члену Военного совета. Потом так же молча разошлись по своим хатам…».

Именно после прочтения Приказа № 227 К. Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Безыменное поле», которое, по его словам: «было прямым и немедленным ответом на то потрясение, которое я испытал, прочитав этот приказ»:

«Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной.

Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать…

… Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.

Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала»

О своих впечатлениях от этого Приказа в 1964 году с Константином Симоновым поделился его читатель бывший в то время на фронте сержантом артиллерии:

«На всю жизнь запомню смысл приказа Сталина, прочитанного вслух перед строем нашей батареи в небольшом перерыве между боями жарким летним днем в начале августа 1942 года где-то между Краснодаром и Армавиром, с решительным: «Ни шагу назад!»

Приказ № 227, как Вы, конечно, помните, был предельно правдив, откровенно объяснял то отчаянное положение, в какое попали наши народ и страна к середине лета грозного 1942 года. Не могу найти слов, чтобы выразить наши настроения и чувства в то время, после чтения этого приказа. Его, по-видимому, зачитывали во всех подразделениях действующей армии, политработники доводили до каждого, даже до самого отсталого бойца, в конце приказа так, помню, и было написано: «Зачитывать во всех ротах, батареях, эскадронах, эскадрильях и экипажах».

Думается, вполне можно утверждать, что не буква, а дух и содержание этого документа очень сильно способствовали морально-психологическому духовному перелому, если позволительно так выразиться, в умах и сердцах всех, кому его тогда читали и кто держался в те дни в своих руках оружие, а значит, и судьбу Родины, да и не только Родины – человечества!

Дело даже не в тех крайних мерах, которые предусматривались этим приказом, а в его содержании, сыгравшем громадную роль в деле создания такого перелома.

По-моему, главное в том, что людям, народу (приказ зачитывался всем войскам) мужественно сказали прямо в глаза всю страшную и горькую правду о той пропасти, на грань которой мы тогда докатились. Еще Ленин подчеркивал (точно не могу вспомнить), что народ должен все знать, обо всем правильно судить, на все идти сознательно. Армия (народ) поняла, осознала и по-настоящему оценила правду, ей сказанную в приказе № 227, и сделала порой казавшееся тогда невозможным…»

«Секретный Приказ №227»

Из-за своего прямого и сурового смысла, а может по другим, уже идейным причинам, Приказ №227, зачитанный в годы войны каждому красноармейцу, после войны широкому читателю оказался неизвестен, а в кругу руководства СССР отношение к нему было весьма полярное. Лишь с началом перестройки и гласности текст этого приказа был опубликован в СМИ и в августе 1988 года вышел в «Военно-историческом журнале».

Тем не менее, не смотря на разные оценки Приказа №227 в СССР, только такой правдивый и сильный документ мог тогда изменить ситуацию в Армии и переломить ход событий в Великой Отечественной войне. Сказать и сделать это мог только человек величины Сталина.

Вновь на витке истории время говорить правду и потребность в полководцах сталинской величины.

Могила И.В. Сталина у Кремлевской стены в Москве
Могила И.В. Сталина у Кремлевской стены в Москве

Источники информации:

1. Скан документа: «Приказ народного комиссара обороны Союза ССР №227 (28 июля 1942 г.)». Военная энциклопедия «Армии и солдаты»

2. Константин Симонов, книга «Разные дни войны. Дневник писателя»

3. Культура.рф К. Симонов «Безыменное поле»

В галерее ниже - скан Приказа №227 на 7 листах

Ссылки на предыдущие статьи на канале:

1. Что требовали украинские писатели от Сталина и чем ответил вождь? Почему Булгакова боится творческая интеллигенция? Стенограмма встречи

2. Была ли граница между Донецким бассейном и Украиной в 1917 году? Почему Ленин отрезал Донбасс от России? Как возник топоним «Донбасс»?

3. Почему Ф.М. Достоевский утверждал, что война «приносит лишь одну пользу, а потому совершенно необходима»? 8 парадоксов «Парадоксалиста»

4. «Как иголкой убить слона?». Почему А. Зиновьев говорил, что самое уязвимое место СССР то, что считают самым надежным?

5. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

6. Как проходила мобилизация в годы Великой Отечественной войны? Уклонисты, добровольцы и на фронт «по блату»

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Cсылки на мои книги на Ozon.ru:

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

-4

Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c

С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #ссср #политика #великаяотечественнаявойна #армия #общество #психология #сталин #вов #писатели