Найти в Дзене
heruv1m

Випассана глазами непросвещенного

Краткое содержание:

Випассана - это не ретрит, а техника медитации. Курс випассаны - интенсив по обучению. Я поехал искать ответы на свои вопросы и узнать что такое медитация. На часть вопросов ответил. Мне было тяжело, но я извлек пользу. Могу советовать с большими оговорками.

https://cdn.minds.com/fs/v1/thumbnail/1126630627997122560/xlarge/
https://cdn.minds.com/fs/v1/thumbnail/1126630627997122560/xlarge/

Однажды у меня появилось ощущение, что понятия не имею что мне делать дальше. Я задумался о том как можно найти ответы на свои вопросы. Попробовал несколько "западных" способов поиска целей и смыслов. Понимание появилось лишь от части. Я продолжал искать.

Вспомнил про випассану. Я несколько раз слышал о ней от разных людей. И решил - пришло время попробовать.

Признаться честно, я очень плохо себе представлял что меня ждет. Вроде какие то медитации, нельзя пользоваться телефоном книжками и тд. Скорее думал, что это какой то ретрит.

Погуглил - в России несколько центров проводит обучение випассане. Более менее доверие внушал только один - проводят регулярно и, как я потом узнал, ребята международные.

Зарегистрировался на ближайший курс без особой надежды - а все курсы до мая уже закрыта регистрация и обозначен лист ожидания.

На мое удивление, утром обнаружил письмо - приглашение на курс. Теперь была моя очередь думать и сомневаться. До курса оставалось 5 дней.

Были разные мысли от того что будет просто тяжело 10 дней без благ цивилизации, до мыслей о всяком сектозомбировании.
За пару дней я решился, сказал друзьям, попытался более менее объяснить родителям почему я пропаду на 10 дней.

Хотя везде пишут, что курс на 10 дней, фактически в центре обучения я провел 12 дней. День приезда и отъезда не считают. Нумерация от 0-го до 11-го дня.

День 0

Доехал на машине за 2,5 часа до места.

Там уже во всю проходила регистрация. Сначала стандартный опросник - возраст, работа, лекарства, болезни, опыт медитаций. Потом просят еще раз внимательно прочитать правила и осталось только поставить подпись кровью

Есть два списка запретов и правил. Приведу основные пункты. Все правила

1. Воздерживаться от убийства живых существ;

Читаешь первый пункт и сразу улыбаешься - ну ладно, так уж и быть, 10 дней не буду убивать. Оказалось, что пункт шире. Подразумевается, что вы действительно не должны убивать живых существ, включая всяких муравьев и комаров, а кроме того не способствовать убийству - не есть мясо.

2. Воздерживаться от воровства;

3. Воздерживаться от всех видов сексуальной активности;

4. Воздерживаться от лжи;

5. Воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ.

6. Запрещен любой формат взаимодействия с другими людьми. Говорить, обмениваться взглядами, трогать.

Есть два исключения: можно говорить с менеджерами курса для решения бытовых вопросов и с учителем для вопросов по технике.

7. Нельзя работать с информацией - читать, писать и тд.

8. Запрещены все обряды и ритуалы

10. Запрещено покидать обозначенную территорию.

11. Разделение мужчин и женщин

_________________________________

Я сдал вещи в камеру хранения, взамен получил квиточек с номером комнаты и кровати и пошел заселяться в свой корпус.

Здания центра в очень разном состоянии. Где то недавно закончился ремонт, где то стены на честном слове с изолентой. Но в целом все чисто, функционально и в рабочем состоянии.

Заселился около 15 00. До ближайшей активности - ужина было еще два часа.

Тут начинаешь понимать, что без телефонов книг и тд заняться то особо нечем.

Пошел бродить по территории. Она небольшая, но рядом с лесом, поэтому довольно приятно. Вскоре подтянулись еще участники(студенты), начали болтать как нашли, как доехали.

Чаще всего люди узнавали о практике от друзей и знакомых. Большинство говорили, что друзья и родственники не понимают зачем сюда ехать. Да наверное и сами люди до конца не знали зачем они здесь.

Звучит гонг, мы идем на ужин. Начинаю познавать вегетарианскую кухню, оказалась вполне съедобная.

Нам еще раз объяснили правила, распорядок и мы пошли на свою первую медитацию.

После блока теории мы начали медитировать. Хотя большинство новых студентов наверняка с треском провалили эту попытку.

Начав первую медитацию, мы приняли “обет молчания”.

После медитации идем в свои комнаты и готовимся ко сну. Наша комната на троих, но проходная. Иллюзия приватности создается шторками вокруг кроватей.

Было около десяти, но я уснул только к полуночи.

День 1

В 4 утра из колонок звучит гонг.

Лениво выбираюсь из постели, умываюсь и бреду в медитационный зал. Тяжело вставать в 4, если обычно просыпаешься в 9.

Расписание практически одинаковое все 10 дней обучения. Значительные исключения были только на 10-й день

4:00 Утренний колокол – подъем

4:30-6:30 Медитация в зале или в своей комнате

6:30-8:00 Перерыв на завтрак

8:00-9:00 Общая медитация в зале

9:00-11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

11:00-12:00 Перерыв на обед

12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем

13:00-14:30 Медитация в зале или в своей комнате

14:30-15:30 Общая медитация в зале

15:30-17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

17:00-18:00 Перерыв на чай

18:00-19:00 Общая медитация в зале

19:00-20:15 Беседа учителя в зале

20:15-21:00 Общая медитация в зале

21:00-21:30 Время для вопросов в зале

21:30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Во время первых медитаций мы пытались подобрать удобные подушки или скамейки для медитаций. Сидеть несколько часов подряд непросто.

Первый тип медитации основан на дыхании. Мне едва удавалось сосредоточиться и пару минут. Мысли постоянно улетали.

В конце медитации звучит гонг. Я с облегчением расправляю ноги и иду в столовую.

На завтрак каждый день была каша на воде, фрукты, хлеб, джем, чай. Менялись только каша, джем.

После завтрака оставался час до следующей медитации. Иду гулять по территории. Самый длинный маршрут неторопливым шагом занимает минут 10.

Поскольку спал в эту ночь от силы часа 4, решил попробовать доспать. Один из соседей безбожно храпит, так уснуть даже в берушах непросто.

Гонг - пора собираться на медитацию. Коротким путем от корпуса до медитационного зала минуты 3, но я чаще всего ходил длинным. Развлечься и размяться. Час мы медитировали в зале, а потом нас отправили медитировать к себе в комнаты. В комнате, сидя на кровати, сосредоточиться оказалось еще сложнее. Я пытался, но мозг решал проблемы и вопросы, оставшиеся где то далеко дома.

Гонг. Идем обедать. Каждый день на обед был суп и второе. Все вегетарианское и без приправы. Хотя тут же стоял десяток флакончиков с разными специями - добавляй сколько хочешь.

После обеда самый большой перерыв. Снова гуляю и иду поспать.

Гонг. По тропинке между сосен иду в медитационный зал. Не торопясь усаживаюсь в свое “гнездо”. Пробую очередную подушку, на этот раз получилось удобно. Мысли все еще отвлекают.

Гонг. Время вечернего чая. Делаю большой круг и захожу в столовую. Вечером из еды только фрукты. Те же, что и на завтрак. Бананы, яблоки, апельсины. Во время завтрака и обеда еда почти всегда оставалась, а вот вечерние фрукты съедали все под чистую.

До следующей медитации не так много времени, но успеваю погулять и поваляться в постели.

Гонг. Перемещаюсь в зал. У меня начало получаться концентрироваться чуть лучше. К этому времени спина ныла беспощадно. Вдруг боль чуть пропала и все тело стало как будто менее чувствительным как после сна. Ты вроде проснулся, но не успел пошевелиться и тело как бы не совсем твое.

Медитировать в таком состоянии стало проще. В какой то момент тело так расслабилось, что стало невесомым. Я до этого только один пробовал состояние невесомости на спортивном самолете. Очень похожее ощущение. Очень легко и приятно. Я был приятно удивлен. Думаю - “ничего себе! такие эффекты в первый же день медитации. Что же будет дальше?!” Ощущение “невесомости” длилось несколько минут и больше уже никогда не повторялось.

После перерыва началась лекция. Нам рассказали как модифицировать нашу технику на следующий день. Тут же несколько минут мы практиковали новый способ и началась сессия вопросов/ответов с учителем практики.

Мы спрашивали как дышать, как сидеть.

Отправляюсь в душ и спать. После бессонной ночи уснуть было гораздо проще.

День 2

Бездушный гонг из колонок отрывает меня ото сна. Сейчас настоящий гонг остался только около медитационного зала.

На улице около нуля, тихо тепло. Перед первой медитацией наворачиваю круги по территории. Еще совсем темно, несколько фонарей освещают дорожки.

Я прихожу ближе к началу. Разуваюсь, захожу в зал. Почти все собрались. Я надеваю шерстяные носки и сажусь. В самую первую медитацию у меня здорово промерзли ноги, теперь сижу только в шерстяных носках.

Я аккуратно осматриваюсь, нам ведь нельзя смотреть в глаза. Считаю ряды и места для медитаций. 42 мужчины и 53 женщины. Примерно по 20 “старых” студентов и до 30 новых. Практически все выглядели обычными людьми. С обычной внешностью.

Утром мне обычно сложнее сконцентрироваться. Но в целом получается. В конце медитации звучат песнопения на пали(языке Будды).

День проходит также как и предыдущий.

Вечером один из "старых" студентов спрашивает у учителя разрешения медитировать в кельях. У меня келья ассоциируется с какой то пещерой, но оказалось, что это просто небольшие комнатки в подвале без окон и света. Я осмотрел их уже после курса. Говорят там проще сосредоточиться. Большинство "старых" студентов необязательные медитации практиковали там.

Поясню терминологию тех, кто присутствует на курсе:

  • старые студенты - люди, которые прошли не меньше одного десятидневного курса випассаны;
  • новые студенты - люди, которые раньше не практиковали випассану, или не закончили десятидневный курс;
  • служащие - старые студенты, которые вызвались помочь с проведением курса;
  • учитель(я) - главный человек на курсе, который включает записи инструкций по медитациям и отвечает на все вопросы

День 3

К этому времени я более менее разобрался с порядками. Что можно делать, что нельзя, куда ходить, куда не ходить.

Во время двухчасовых медитаций я начал делать перерывы. У меня все равно не получалось сосредоточиться больше часа.

На улице я прохожу свой стандартный круг, подхожу к забору, тоскливо смотрю через него. Где то там обычная свободная жизнь. Возникают ассоциации с армией и тюрьмой. Благо здесь срок довольно небольшой. Проскакивает мысль, что я давно хотел попробовать поместить себя вот в такие ограниченные условия, проверить каково мне это. Даже трех дней в ограниченном графике и пространстве мне хватило. Понял, что не хочу ни в армию, ни тюрьму. Я там просто сойду с ума.

В этот момент я еще не решил хочу ли я остаться до конца, но решил что останусь как минимум 5 дней, чтобы посмотреть что из себя представляет техника випассаны.

Я возвращаюсь в зал. У входа висит доска, где можно записаться на аудиенцию к учителю. Я ни разу так и не сходил на эти личные встречи - не было надобности.

Прошло уже больше часа от начала медитации. Зал потихоньку раскачивался. Люди устали сидеть, меняли позу, хрустели суставами, кто то постоянно заходил и выходил.

С этого дня в вечерние лекции добавилась религиозная составляющая. Хотя курс и объвляется вне религий - это не так. Здесь все таки продвигают буддизм.

День 4

Гонг. День сурка продолжается.

Первые дни за полчаса-час до еды уже отчетливо ощущался голод. День на третий - четвертый есть так уже не хотелось. Может привык к рациону, или просто долгие сидения не тратят много энергии и организм решил, что ему хватит. Удивительнее всего было есть последний раз за 5 часов до сна да и то фрукты, и при этом засыпать без особого труда. Перед сном есть хотелось только первые пару дней. На третий- четвертый уже не вспоминал о еде перед сном.

Вечером нам дали технику випассаны. В целом ничего необычного - нужно пытаться ощущать свое тело.

День 5

Теперь мы должны были практиковать випассану. И минимум три раза в день медитировать в более строгой форме - не двигаться во время медитации. Такие практики называются здесь “с твердой решимостью”. Не двигаться час подряд сложнее, чем может показаться. Мы постоянно где то чешемся, у нас затекает рука нога и тд. А здесь ты и так постоянно сидишь, а теперь еще и двигаться нельзя.

Хотя вас никто не будет бить кнутом, если вы вдруг вытяните ноги, но это нарушение практики. Нужно стараться не двигаться. Позже нам пояснили, что мы все таки можем немного двигаться, например чтобы выпрямить спину.

Никто не говорил, что будет, если не соблюдать правила. Например не приходить на обязательные медитации или начать разговаривать, но как то подразумевалось, что грубых нарушителей попросят уйти с курса.

Во время строгих медитаций, в зале воцарилась тишина. Только редкий кашель или сильное дыхание нарушали тишину. Хотя если получается погрузиться в медитацию, то шумы вокруг практически не отвлекают.

Развлечений на курсе немного, но одно из них - вечерние QA сессии с учителем. Замена новостей, телевизора и интернета. С началом практики випассаны начали вылезать разные интересные истории.

Кто то рассказывал, что у него из груди вырывается поток энергии, который он не в силах контролировать.

Другой рассказывал про энергию, которая скопилась внизу позвоночника и не может выйти.

Третьи спрашивали как отличить выходящую негативную энергию от обыкновенных ощущений.

У кого то периодически отключались все органы чувств на несколько минут.

Я не знаю что эти люди испытывали на самом деле, но они точно в это верили.

К чести учителя можно сказать, что он не обращал внимания на все эти “необычные явления”, а постоянно твердил “не задумывайтесь, просто наблюдайте” - так предписывает учение.

Иногда люди вызывали искреннее удивление.

Например были люди на таблетках от диабета, гипертонии, гормонах. И для “более чистой практики” они переставали принимать таблетки. Рассказывали, что им становится плохо и спрашивали что делать.

День 6

Техника немного менялась от дня к дню, но в целом было понятно что делать. У меня получалось. Особого развития не предполагалось, я начал скучать и думать оставаться ли мне до конца курса.

С одной стороны практически ничему новому я бы уже не научился, с другой, хотелось посмотреть на курс полностью. Возможно я больше никогда не решусь повторить его.

Чтобы как то скрасить себе ожидание я начал заниматься легким спортом. В целом стало веселее, но побочным эффектом стало, то что начал хотеть есть. Я “крал” на спорт по полчаса два раза в день у двухчасовых медитаций.

Сегодня в лекциях был на акцент на смысле жизни. Все как в обычном буддизме - достигнуть просветления самому и помочь достигнуть просветления другим. Довольно активно подавалась идея участвовать в деле просветления деньгами и\или служением. Эта мысль в разных формах повторялась во все последующие дни.

Весь курс обучения построен на аудизаписях “учителя Гоенки”. Если инструкции были короткие, то нам сначала включали оригинал Гоенки на английском, потом перевод. Вечерние лекции были только на русском. Даже на одном языке они занимают около полутора часов.

День 7

Скука росла. В какой то момент я отпустил ум от медитации и понял, что мысли не приходят. Я просто сижу с закрытыми глазами, ничего не делаю и ни о чем не думаю. Удивительно. Так странно сидеть во внутренней тишине. Дзен. Чтобы вызвать мысли пришлось приложить усилия.

Начал осматриваться вокруг. На необязательные медитации перестало ходить процентов 30. Кто то гулял, кто то просто валялся в комнате. Я не знал практически никого по имени, но через неделю без труда узнавал всех студентов по походке.

Начал считать все вокруг. На что мы тратили время, сколько дней и часов осталось до конца курса.

В день у нас было 6 часов сна, 10,5 часов медитаций, 5,5 часов перерывов на еду и отдых и 2 часа лекций.

Еще раз подумал нужно ли оно мне - быть здесь. Все таки решил остаться чтобы посмотреть на курс полностью.

День 8

На вечерней лекции в очередной раз рассказывали о пользе учения, и привели пример: посмотрите на людей, которые выходят с курса. Какими счастливыми они выглядят. Я мысленно прокручиваю весь наш режим и ограничения и вспоминаю анекдот про козла.

Во время очередной лекции ко мне вдруг пришел “инсайт”. Понял зачем еще я приехал сюда. Всю жизнь я куда то зачем то бегу. Мне очень сложно остановиться и побыть здесь и сейчас.

“Как можно стоять здесь и смотреть как листочки падают с сакуры?! Да, они самые прекрасные во всем мире, но ведь там еще сотня других неосмотренных сакур”. Решил что буду стараться почувствовать момент и хоть на мгновенье останавливаться.

День 9

Я уже привык к вегетарианской еде и не могу сказать, что мне дико хотелось съесть кусок сырого мяса, но рацион начал надоедать. Каждый день в тех или иных варияцих капуста и бобовые. В обед я поднес ко рту очередную ложку и понял, что меня просто вырвет, если я съем еще кусочек капусты.

На сегодняшней лекции как обычно доносились основные идеи буддизма и школы медитации. Хотя в этих же лекциях постоянно говорилось, что этот курс не религия и не секта, а естественные законы природы. В этой “нерелигии” как единственная истина давались понятия кармы и реинкарнации. В “не сектанских” лекциях активно призывали людей к внесению пожертвований и служению.

Тогда я подумал, что ребята, конечно, лукавят, но для определенных групп людей пусть лучше будет такая вера и смысл чем ничего вовсе. Если у тебя был смысл жизни в том, чтобы до вечера найти бутылку, а теперь станет в том, чтобы не творить зло и помочь людям найти просвещение, то пусть лучше примут буддизм.

Кроме того, для нерелигиозного места смущал уж слишком большой пиетет к учителю. Тут не вставай, там не садись.

Вечером объявили, что завтра в 11 утра нам будет позволено снять с себя “обет молчания”. Я уже не мог дождаться этого момента. Было ужасно скучно.

День 10

На утренней медитации я уже мысленно паковал вещи и как в первые дни начал думать чем займусь когда вернусь домой. Я смог себя заставить помедитировать только во время строгой практики.

Наконец-то настало 11 часов. Было разрешено говорить, но остальные ограничения оставались. Мы выходим из зала. “Старый” студент дает мне руку

- Миша

–но ведь нельзя?

-забей

Я охотно жму его руку.

До обеда еще около часа, мы отправляемся в корпус. Там неловко и криво люди пытались говорить. Всем было сложно. Оттаяли, наверное, только через полчаса.

Обсуждали все подряд. От погоды до медитации и путешествий.

Пришло время обеда. Мужская и женская столовые находились в одном помещении и разделялись только шторкой. Если мужчины жевали и изредка обменивались фразами, из женской части доносился гул стадиона. Видимо мужчинам сложнее включаться в общение.

На курс приехало несколько пар. Для них не делали исключения - мужчины и женщины не должны были пересекаться. Немного забавно выглядело их общение через стол или занавеску. Находиться в зоне противоположного пола по прежнему запрещалось. В течение курса мы могли видеть женщин только в медитационном зале в перерыве между медитациями.

В течение этого дня у нас было много времени на общение. Позже я подумал, что стоило остаться здесь только для того чтобы послушать людей.

Делились опытом разных практик медитаций, в каких центрах были. Потом плавно переключились на разные психоделические вещества. Я был немного в шоке от того сколько людей пробовали или регулярно употребляют.

Потом уже поделились на кружки по интересам, у кого отцы и дети, у кого Достоевский, а кто то про парапланы.

Мне всегда интересные сами люди. Я спрашивал кто кем работает, что им дает медитация.

По профессиям оказался невероятный разброс. Хирург, айтишник, бизнесмен, строитель, психолог, продажник, профессор-химик. Кажется люди всех мастей. Профессии редко повторялись. Хотя можно выделить, что было несколько психологов и несколько бизнесменов.

По возрасту тоже сложно выделить основную группу, но пожалуй главный костяк был от 30 до 40, хотя были парни по 18-19 лет, а самому старшему 66.

По еде были всеядные, вегетарианцы, веганы, сыроеды, фруктоеды - не удивился бы, если бы встретил каких нибудь насекомоедов.

Что касается мотивации. “Старички” приезжали в основном за успокоением. Эдакий ретрит. Переключение от обычной жизни. Многие приезжали уже по 5-7 раз. Раз в год.

Из “новых” много людей находилось на жизнненом распутье. Кто то говорил что только из любопытства, но я им не очень верю. Судя по их же рассказам, они ждали чего то особенного, какого то откровения. Что касается результатов обучения, ими делились неохотно.

Разошлись только ближе полуночи.

День 11

В последние пару дней до нас пытались донести, что этот курс только тренировка или интенсив, а основная работа нас ждет за воротами лагеря.

Рекомендовалось медитировать по часу утром и вечером. Медитировать в любую незанятую минуту. Дома, на работе, в аэропорту.

Пройденный курс открыл нам возможность проходить випассаны в любом из центров по обучению Гоенки по всему миру, в том числе более короткие и со временем более длительные.

Утром проходит наша последняя медитация на курсе и Добби свободен.

Я позавтракал, обменялся контактами и прощаниями и отправился домой.

Дома я понял насколько измотан морально и физически. В норму пришел только к следующему утру.

Эпилог

В заключение я хочу ответить на два вопроса. Что я получил и поеду ли я еще.

Что получил

  • У меня была уйма времени поразмыслить над своими текущими жизненными вопросами. Я все обдумал и перемолол за первые пару дней, хотя часть вопросов и ответов на них канули в лету за оставшиеся 8 дней. На часть вопросов быстрых ответов не нашлось, решил что на них ответит сама жизнь;
  • Мне напомнили о том, что нужно хотя бы иногда давать себе останавливаться и дать время почувствовать свое тело и эмоции;
  • Я получил “эмоциональную броню”. Вроде бы должно быть похоже на эффект от транквилизаторов. После курса я гораздо спокойнее смотрю на все вещи, и вывести меня из равновесия гораздо сложнее. Как бы мягкая пелена вокруг сознания, которая сглаживает любые эмоции. Похожий эффект у меня был после месяца на Бали. Только время провел приятнее;
  • Открыл для себя мир медитации;
  • Узнал людей с альтернативными взглядами;
  • Здесь же добавлю что потерял: время и пару киллограмм.

Поеду ли я еще

Если меня спросить сейчас, то я отвечу - точно нет. В целом для меня была польза от курса, но я думаю что могу достичь тех же эффектов за меньшее время и в менее стрессовой обстановке. Не смотря на то, что из всех популярных верований Буддизм для меня ближе всего, все-таки я не люблю когда мне навязывают какаую - то религию или философию. Поэтому формат для меня неподходящий.

Думаю что когда нибудь в будущем я повторю подобный опыт, но постараюсь найти с более подходящими условиями. Другим людям я бы рекомендовал изучить больше деталей про подобные практики прежде чем ехать на них.

PS: Я благодарен организаторам за возможность пройти этот курс, решил что вреда здесь все же меньше чем пользы, и потому оставил небольшое пожертвование, чтобы другие тоже могли его пройти.