Любопытный сегодня случай разбирали. Зашел к нам мужчина, не сказать, что очень пожилой, но видно: физическая форма у него оставляет желать… Какое мое дело, спросите вы, до физического здоровья заявителей? Как правило, действительно никакого. Но в этот раз состояние здоровья нашего посетителя прямо касалось темы его обращения. Так вот, мужчина с таким вопросом пришел:
— Мы, — говорит, — с соседом хотим договор ренты заключить. Он человек старый и одинокий, ходить за ним некому, а сам он уже едва до аптеки дойти может. Соцработник, конечно, приходит, но и этого недостаточно. А меня он всю жизнь знает и доверяет. Так вот, обратился я к нотариусу, так, предварительно — узнать, какие нужно документы собрать и прочее. Тот нотариус мне все толком объяснил, а потом про меня самого спрашивать начал. Ну, я ему как есть все рассказал, что у меня тоже инвалидность, эпилепсией страдаю… В общем, есть проблемы со здоровьем. Нотариус меня выслушал и сказал, что договор ренты удостоверить не сможет, пока я медицинскую комиссию не пройду. А чего мне еепроходить, когда и так все ясно? Я ведь утаить ничего не пытаюсь, все справки медицинские у меня есть. Вот я и хочу у вас проконсультироваться: законно это вообще, в такой ситуации отказывать в удостоверении договора?
— Вопрос непростой, уважаемый, — нотариус мой говорит. — Для отказа в нотариальном действии должны быть веские основания. В вашем случае, думаю, нотариус все же прав. И его требования о прохождении медкомиссии в конце концов вам же и помогут защитить договор ренты от признания недействительным.
— Не совсем понимаю…
— Видите ли, договор ренты может быть заключен только с тем лицом, которое способно обеспечить соблюдение его положений. То есть у плательщика ренты должна быть физическая и материальная возможность осуществлять уход за получателем ренты. Вы уж извините за прямоту, но в вашем случае это неочевидно.
— То есть по закону я являюсь трудоспособным, хоть и с ограничениями, а пожилому человеку уход оказать не смогу, так, что ли, получается?
— В данном случае закон не дает четкого ответа.Согласно статье 601 Гражданского кодекса РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты передает принадлежащую ему недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина. Дополнительных требований к данной стороне договора законодательством не предусмотрено.
— Так и что же тут не ясно?
— Дело в том, что при удостоверении любого договора нотариус обязан убедиться в дееспособности сторон сделки. Снова прошу прощения за прямоту, но ваше заболевание неврологического характера. Думаю, причина отказа в удостоверении договора именно в этом. Как и просьба нотариуса пройти медкомиссию. При наличии справки из ПНД или частной психоневрологической клиники с лицензией вопросов к вашей дееспособности возникать не должно. И опять же, повторюсь, все эти меры вам же на благо и послужат. Если вдруг появятся родственники вашего соседа и заявят, что вы были не в состоянии осуществлять должный уход за их родственником, а следовательно, не исполняли условия договора ренты, то и сам договор может быть признан недействительным. С другой стороны, если у вас будут все медицинские справки, подтверждающие вашу дееспособность, такая ситуация исключена.
Конечно, дорогие мои, ситуация сама по себе прискорбная. Один инвалид вынужден добиваться права заботы о другом инвалиде. И все же это частность человеческого общежития. Я же хочу обратить ваше внимание на нечто общее: когда нотариус вас отсылает за дополнительными справками и документами, это не из вредности или желания погонять лишний раз заявителя по инстанциям (к слову сказать, теперь большинство нотариальных действий в формате одного окна совершается и все дополнительные справки/выписки нотариус самостоятельно добывает) и даже не из любви к «крючкотворству». Для защиты ваших же законных прав и интересов этот дополнительный пакет документов в конце концов послужит.