В последние годы стали много говорить о мотивации. Для меня это зыбкий и сложный, неоднозначный вопрос, но все же я говорю - наконец-то. Наконец-то эту потребность любого живого существа хоть сформулировали. Мало кто, правда, до конца понимает, что же это такое, но хоть заговорили. А то мы все больше гораздо через колено ломать - делаааай, я сказала!!!! Дома, в саду, в школе...
У детей с аутизмом, с которыми я работаю, сложности именно с мотивацией - и именно поиску мотивационных стимулов я посвящаю свои первые с этим ребенком встречи. У каждого ребенка своя мотивация. Кто-то согласен работать за конфетки, кто-то за мелкие игрушки из коробки, кто-то за совместную игру, кто-то за похвалу и наклейку. При этом часто приходится слышать от родителей - вы эту мотивационную историю того, оставьте. Он должен учиться просто потому, что должен! Вот, пишу эту статью. Потому что "просто должен" не работает никогда и ни с кем.
На самом деле я понимаю, что имеет в виду мама. Вот чтобы ребенок пришел в кабинет, сел и работал. Без игровых ужимок и прыжков педагога и без отказов, воплей и сьезжания под стол ребенка. Ну и, разумеется, без каких-либо поощрений, уж точно не пищевых, упаси Боже.
Сейчас у меня в работе есть мальчик. Человеку пять лет, и занятие с ним строится таким образом - на столе разложены пособия, продолжительность работы с каждым пособием определяется восемью жетонами (жетоны кстати тоже часто родители не любят, хотя они сами по себе вообще не поощрение). Человек заходит в кабинет, сразу садится за стол, делает задание. Собрав все жетоны, сам переворачивает песочные часы на перемену и идёт играть. Как только истекает пять минут песка, садится за стол и делает второе задание. И так до конца занятия. Как только стол пустеет, человек открывает дверь и выходит к родителям. Никаких поощрений вроде бы он не получает. Но поверите ли вы, если я скажу, что год назад мы начинали с пищевых? А ещё три месяца назад человек соглашался работать лишь при выдаче новой игрушки из коробки за каждое задание, и кирдык мне и моему плану наступал, если эти мелкие игрушечки я прикупить забыла.
Как же от всего этого безобразия мы перешли к отсутствию поощрений???? А мы не перешли. Поощрения были, есть, и будут. На данном этапе поощрением для человека является возможность свободной игры с тем, с чем он любит. Новые игрушки я больше не покупаю, старые в доступе человека вполне удовлетворяют. Нам с человеком есть куда расти - к поощрению социальному. Пока что мои похвалы для товарища белый шум, а попытки поиграть вместе вызывают лёгкое недоумение, но и это придет. Если не пытаться достичь волшебного и нереального "должен просто так".
Просто так ничего не делает никто и никогда. Если у человека присутствуют какие-либо виды устойчивого, то есть не разового повеления, значит поощрение присутствует. Не надо этих ваших мотиваций, пусть как в школе! Простите, а как же оценочная система? Такое себе изобретение, кривоватое, в современном мире с опорой на принципы современной психологии, а не учения двухсотлетней давности можно было бы и поинтереснее сделать. Такое себе, но не просто поощрение, а целая система их! Как же просто так.
Ну, про работу и зарплату и так всем ясно, но я больше скажу - любой бескорыстнейший волонтёр, ни копейки не получающий за свои благие дела, делает их не просто так! Он получает социальное одобрение, как вариант. Добывает пропуск в Царствие Небесное, тоже вариант, или карму чистит, в зависимости от воззрений. В самом здоровом случае оно, это поощрение, идёт изнутри. Человеку нравится сам процесс, результат его, мысли и умозаключения в процессе. Не нравится - не делал бы. А если не нравится, но делает, значит вторичная выгода есть.
Соответственно вариантов у нас не так уж много, если мы говорим о воспитании детей или их обучении. Сделать привлекательным процесс, раз - но тут штука такая, что насильно мил не будешь. Мы можем сколько угодно пытаться, лепить яркие пособия, скачивать веселые песенки - но это нам кажется, что мы сделали круто и весело. Если совпали во мнении с ребенком, отлично. Если нет - увы. Или пойти на обмен, два. Сначала это, что ты не очень любишь - потом это. Так всегда, в любой ситуации, в любом социуме и возрасте работает. Разница лишь в формах выражения этого закона поведения. Часто поощрения вы не увидите, если специально не сядете и ситуацию не проанализируете. А часто - вот оно. Грубо, явно, как на базаре. Ты мне, я тебе.
Этот первоначальный запрос родителей - сделайте, чтоб ПРОСТО учился. Ради идеи - я расцениваю именно так. Сделайте, чтоб поощрение было, но я бы его не заметила. Реальная задача? Да. Но не со всеми и не сразу. В самой же идее поощрений ничего ни плохого, ни хорошего нет. Они просто есть. Всегда.
Стоп, мы так далеко не уедем, если за все поощрять! А как же умение себя преодолевать???
Да, мы будем учить и этому, и сами учиться, всю жизнь. Умение себя преодолевать - по сути умение найти поощрение самому. Не хочется идти в школу, но я встал и иду - и я молодец, что смог. Страшно идти в далёкий поход, точно знаю что устану и сотру ноги - но я увижу новые красивые места и пообщаюсь в хорошей компании. Нет никакого желания мыть посуду, но поощрением мне будет она в чистом виде. Но чем младше ребенок, и чем тяжелее его состояние - тем труднее ему увидеть множество разнообразных прекрасных поощрений, которые готов предоставить мир. И наше дело - не требовать от него этого умения, а учить.
В подростковом возрасте самое время выразить недоумение - ты же сам хотел в футбольную секцию, что значит ты сегодня не хочешь туда идти? В подростковом так можно. Настаивать же, чтобы трехлетка внимательно слушал указания тренера, которого он, кстати, не выбирал, проявлял чудеса собранности, осознанности и регулярности - по мне, удивительно неразумно. Не проще мороженку после занятия пообещать? И не физиологичней ли? Или на крутую площадку сходить, которая есть рядом с секцией и на которую вы просто так не пойдете. Если сам процесс несмотря на усилия тренера не привлекает, а вы все же решили, что эта секция ребенку нужна.
А то у нас как-то наоборот, не замечали? Трехлетка всем кругом должен, а подросток облегчённо на диван ложится и даже в школу через раз ходит. А уж посуду помыть или в поход сходить - ой, нет, это ж напрягаться.... Напрягите. Пусть ищет поощрение. Сам. В себе. В своих внутренних силах. Тогда вырастет человеком, а не будет всю жизнь плюшку ждать. А трехлетке помогите.