Найти тему
Тонкости туризма

Почему в аэропортах в России и за границей такие бешеные наценки

Оглавление

Первое, что бросается в глаза в любой торговой точке в аэропорту, — вовсе не ассортимент, а цены, почти всегда заоблачные. Даже самые нехитрые закуски, напитки и бытовые мелочи вдвое-втрое дороже, чем в среднем по городу: пол-литра просто воды за 150 RUB — норма. Откуда такие бешеные наценки и законно ли так наживаться на путешественниках?

Простая арифметика

Популярность заведений во многом зависит от расположения: чем выше проходимость, тем больше посетителей и тем дороже аренда торговых площадей. Перед каждым полетом люди оказываются в замкнутом пространстве с весьма ограниченным набором развлечений и, чтобы хоть как-то скоротать время, фланируют между прилавками или попивают кофе, пусть даже за 500 RUB (предполетный мандраж как-то заглушает привычку считать деньги). А если забывают дома беруши, книгу, наушники или надувную подушку, — то и вовсе готовы платить за это любые деньги в аэропорту. По крайней мере, так утверждает статистика. Конкуренция есть, но незначительная — не как «в городе», где всегда можно найти другое заведение в соседнем ТЦ или чуть дальше по улице. Поэтому владельцы аэропортовых едален и магазинов чувствуют себя гораздо вольготнее, определяя цены.

-2

Впрочем, на стоимость товаров в аэропортах влияют и другие факторы. Во-первых, расходы на их доставку: для езды по летному полю нужны водители со спецподготовкой. Каждую поставку тщательно проверяют. Сотрудникам приходится платить больше из-за долгого трудового дня и дополнительных обязанностей. Наконец, в стерильной зоне предъявляются особые требования к процессу приготовления пищи, оборудованию, столовым приборам и прочим деталям, а это тоже затраты.

Предполетный мандраж как-то заглушает привычку считать деньги.

Всему есть предел

Все перечисленное не означает, что цены в аэропортах могут улетать совсем уж в космос. В России торговые точки в предполетной зоне контролирует Федеральная антимонопольная служба, и потребители вправе подавать жалобы на зарвавшихся продавцов.

Прецеденты уже есть: «Кофе Хауз» в Домодедове оштрафовали за злоупотребление доминирующим положением, а «Бургер Кинг» и «Му-Му» после проверки сами согласились вернуть расценки с небес на землю.
-3

За границей ценообразование тоже под контролем: в некоторых американских городах, к примеру, еда и товары в аэропортах по закону не должны быть дороже, чем на городских прилавках. Однако рестораторы активно протестуют, объясняя, что их сотрудники 365 дней в году вынуждены добираться до места работы, проходить контроль безопасности, следить за поставками и вкусно готовить почти круглые сутки, так что цены никак не могут быть теми же. Истина, как водится, где-то рядом.

Что еще почитать по теме