Найти тему
«Прогулки по Петербургу»

Почему ветки метро в Петербурге такие разные

Оглавление
Слева – станция метро «Автово». Справа – «Парк Победы». Лицензия CC BY-SA 4.0
Слева – станция метро «Автово». Справа – «Парк Победы». Лицензия CC BY-SA 4.0

Если проехать по красной ветке петербургского метро на север, то можно заметить – после станции «Площадь Восстания» её стиль меняется. Она становится менее роскошной и более типовой.

8 станций метро в Петербурге входят в список культурного наследия России. Все из них находятся на красной ветке и составляют точный маршрут «Автово» – «Площадь Восстания».

Давайте вместе разберём причины такой разницы в архитектуре и заодно вспомним историю петербургского метро. В конце статьи вас ждут ответы на извечные вопросы: почему поручень двигается быстрее ступеней эскалатора, и откуда берётся уникальный запах метро.

Первые проекты и бюрократия

В 1820 году инженер Торгованов представил императору Александру I идею подземного тоннеля под Невой. Тогда её отвергли, а Торгованову дали 200 рублей за обещание не заниматься такими проектами.

К концу 19 века идею начали снова развивать. Центр Петербурга превратился в хаос из легковых экипажей, ломовых извозчиков и омнибусов. Омнибусами называли конные повозки с 15-20 пассажирскими местами. Своеобразный аналог современных автобусов.

Нужно было срочно разгрузить центр города. Инженеры начали предлагать проекты, но ни один из них не реализовали. Помешала бюрократия и большая стоимость строительства.

К идее вернулись только в 1930-е годы в Советском Союзе.

Как строили первую ветку метро Петербурга

В 1941 году в городе начали строить первую (красную) ветку метро, но помешала Великая Отечественная Война. Только в 1947 году строительство возобновили и через 8 лет на станции «Технологический институт» запустили первый обкаточный поезд.

🏛️ Первые 8 станций строили в стиле «сталинского ампира». Его главные черты: монументальность и возвращение к классицизму. Такой стиль можно увидеть во многих зданиях Москвы. Например, в главном корпусе МГУ или здании Министерства иностранных дел.

Именно поэтому станции на линии «Автово» – «Площадь Восстания» получились стильными и роскошными. «Автово» часто входит в топ-10 самых красивых станций в мире.

Всё изменило постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Станции метро «Площадь Восстания» и «Нарвская». Лицензии CC BY-SA 3.0 и CC BY-SA 4.0
Станции метро «Площадь Восстания» и «Нарвская». Лицензии CC BY-SA 3.0 и CC BY-SA 4.0

Появление синей ветки. Запрет роскоши

Постановление 1955 года предполагало отказ от любых лишних деталей при строительстве. Всё должно было стать строгим и типовым. Как раз в тот период появились знаменитые «хрущёвки».

💵 Причиной такого решения была дороговизна сталинских проектов. Один из них, Дворец Советов, должен был стать самым высоким и монументальным зданием в мире. На его крыше хотели поставить стометровую статую Ленина. От проекта отказались в конце 1950-х.

Синяя ветка стала минималистичной, зато её строительство было менее затратным. К 1963 году поезда ходили по маршруту «Парк Победы» – «Петроградская».

С тех пор станции метро строили, придерживаясь постановления 1955 года. Постепенно, к концу 20 века, от строгих границ в архитектуре стали отказываться. Появилась, к примеру, станция «Лиговский проспект», украшенная большим витражом и мрамором.

Слева – проект Дворца Советов. Справа – классический пример станции послесталинского времени.  Лицензии: добросовестное использование и CC BY-SA 3.0
Слева – проект Дворца Советов. Справа – классический пример станции послесталинского времени. Лицензии: добросовестное использование и CC BY-SA 3.0

✨ Прогулки устраивают уникальные детские экскурсии по трём электродепо: Автово, Южному и Выборгскому. Ребята узнают много интересных фактов о работе метро, а ещё смогут зайти в кабину поезда! Для любителей интерактива мы также подготовили специальную экскурсию в Музее ж/д транспорта. Записывайтесь, пока есть места. Мы очень ждём вас)

Интересные факты. Запах метро и скорость поручня эскалатора

Напоследок мы приготовили для вас несколько ответов на самые распространённые вопросы петербуржцев о метро.

⚙️ Почему поручень эскалатора двигается быстрее ступеней? На самом деле за движение поручня и ступеней отвечают 2 отдельных механизма с разной скоростью. Ситуацию не исправляют, потому что разница находится в пределах нормы – 2%. Синхронизация поручня и ступеней будет трудозатратной и нецелесообразной.

🌃 Почему метро не работает ночью? 60% работников метро работают именно ночью. Они проводят техобслуживание и подготавливают линии к новому рабочему дню. Только так возможна полная безопасность для пассажиров.

👃 Какой запах у метро? Если вы ездили в метро, то могли заметить, что иногда там появляется характерный запах. Работники говорят, что это запах стальных рельсов и обработанных шпал. Иногда к нему добавляется аромат тормозных колодок.

___________

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья. А ещё не забывайте записываться на наши экскурсии о метро для детей. Мы покажем ребятам электродепо Автово, Южное и Выборгское. Для любителей интерактива мы также подготовили специальную экскурсию в Музее ж/д транспорта! Мы очень ждём вас.

Автор статьи Прохор Торбин

Прогулки по Петербургу – профессиональные гиды, для которых каждый клиент уникальный.