Мало кто задумывается об аккумуляторе до тех пор, пока с ним не возникнут проблемы. Рассказываем, как устроены автомобильные батареи, для чего они нужны и разбираемся, какой аккумулятор лучше подходит для автомобиля.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
- Любая автомобильная АКБ — это несколько секций, заключённых в общий корпус и соединённых друг с другом последовательно. Их в народе называют «банками», и в 12-вольтовой батарее легкового автомобиля их шесть.
- Батареи принято разделять по типу электролита. Наиболее распространённые – кислотные, реже используются щелочные. Последние веяния в автомобильной промышленности – это литиевые аккумуляторы. Но они чаще всего используются в современных электромобилях в качестве тяговых батарей.
- Также аккумуляторы разделяют на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Обслуживаемые АКБ — самые недолговечные (3-5 лет), а еще они требуют постоянной доливки дистилированной воды и мойки.
- Малообслуживаемые АКБ почти не теряют воду, их помечают Sb/Sb. Воду не придётся подливать большую часть жизни аккумулятора, а прослужить он может лет семь, а то и больше. Сегодня большинство АКБ на рынке относится именно к этому типу.
- К батареям, вообще не требующим обслуживания, можно отнести АКБ с обозначением Ca/Ca — у них свинцовые решётки изготовлены с добавлением кальция. Эта технология почти исключила «выгорание» воды, понизила в разы степень саморазряда, сделала некритичным перезаряд. Но «кальциевые» батареи больше других страдают от глубокого разряда и после нескольких циклов истощения могут утратить ёмкость безвозвратно.
- Чтобы батарея выдерживала частые запуски двигателя с системой Start-Stop и мощные импульсы зарядки, инженеры придумали технологию AGM. AGM-батарея хороша всем, кроме высокой цены, и вполне подходит даже обычным автомобилям. EFB-батареи похожи на AGM. Но в производстве такие батареи значительно дешевле, но и служат они меньше.
- Гелевые АКБ с пометкой GEL способны работать в условиях высоких вибраций и перегрузок, обслуживать мощных потребителей (читай: для применения на спорткарах и на тюнингованных автомобилях с многокиловаттными аудиосистемами). Но они очень притязательны к режиму зарядки и при этом не слишком долговечны.
- При первых проблемах с батареей лучше заехать в аккумуляторный сервис на диагностику. Возможно, «уставший» аккумулятор удастся реанимировать — восстановить химический баланс, устранить саморазряд, вернуть хотя бы частично ёмкость. Часто это помогает отсрочить покупку новой батареи ещё на год-два.
- Если все же приходится менять аккумулятор, рекомендуем приобрести такой же, что ставили в авто на заводе. Но если вы решили купить «неродной» АКБ, то подбирайте его так, чтобы характеристики были как минимум не хуже. Можно зайти на сайт авторитетного бренда (Bosch, Varta и т.п.) — там есть сервис подбора АКБ по марке и модели автомобиля, который выдаст все необходимые параметры и позволит провести сравнение автомобильных батарей. Там же вам скорее всего предложат либо точный аналог штатного аккумулятора, либо более продвинутые модели.
- Выбирая батарею самостоятельно, прежде всего обратите внимание на расположение клемм и способ крепления аккумулятора к кузову. И посмотрите на дату производства аккумулятора: чем она ближе к дате покупки, тем лучше.
- Но не забывайте: поставив хороший аккумулятор для автомобиля, не выбрасывайте старый АКБ! Батарея, в которой есть свинец и едкая серная кислота, крайне опасна для окружающей среды, поэтому её нужно сдать на утилизацию. Пункты приёма автомобильных аккумуляторов распространены, да и продавцы батарей обычно готовы взять старую «в зачёт» новой, сделав скидку в несколько сотен рублей.