Здравствуйте, уважаемые читатели!
Давайте поговорим о важной теме. Касается она стремительного расширения представленности китайских автомобилей на нашем рынке. Несколько лет назад, обсуждая в этом блоге перспективы китайских автомобилей, я уверенно заявлял о том, что они никогда не смогут добиться доминирования. Однако, на фоне масштабнейшего кризиса, в 2023 году, мне кажется, мы будем наблюдать увеличение доли представленности китайских автомобилей.
В этой статье предлагаю обсудить результаты продаж китайских автомобилей по итогам января 2023 года. Вслед за европейскими автопроизводителями покинули наш рынок и корейские, поэтому выбор, как таковой, отсутствует. Либо Гранта или Нива, либо какой-то китайский кроссовер. За дорого…
Доля присутствия на рынке китайских марок в январе 2022 и 2023 годов
Очень наглядно демонстрирует то, к чему за почти год кризиса пришёл наш авторынок сравнение января 2022 и 2023 годов. Здесь, конечно, есть некоторый затрудняющий фактор – в январе 2022 года присутствовали данные по продажам Chery и суббрендов, а в январе 2023 года – нет. Информацию о числе проданных автомобилей я беру из отчёта Ассоциации Европейского Бизнеса [1]. Поэтому оценка доли рынка в 2023 году является оценкой снизу:
Обратите внимание на очень значимое снижение числа проданных автомобилей. Если в январе 2022 года было продано 91662 автомобиля, то через год – почти в три раза меньше, 32499. И доля рынка, занятая китайскими автомобилями, увеличилась с 10,4 до 28,1% (хотя на сами проценты январе 2023 года не обращайте внимание, они носят искусственный характер). Если считать продажи Chery и суббрендов, я думаю, что доля рынка в январе 2023 года увеличится до 35%. И это очень плохо.
Распределение по маркам
Концептуально, конечно, картина не поменялась. Это по-прежнему Chery, Haval, Geely. Остальные марки выполняют декоративную роль. Вроде как есть, но убери их – и ничего не изменится.
Как видите, в отсутствии данных по продажам Chery (я уверен, что они превосходят продажи Haval и Geely, вместе взятые), первое место занимает Haval. Чуть более 4,5 тысяч проданных автомобилей – это много или мало? Если сравнивать с январём 2022 года, то тогда было продано 3169 автомобилей. Рост 43%. И кажется, что всё отлично?
Нет, не всё отлично, ведь если аналогичный анализ провести для Geely, то мы увидим рост на 88% - с 1863 проданных автомобилей в январе 2022 года до 3501 проданных автомобилей в январе 2023 года.
А у Great Wall этот показатель вообще зашкаливает – 371% роста (с 59 до 278). Даже никому не нужный DFM показал рост 66% - с 95 до 158. Я согласен, что сравнивать нужно величины одного порядка и в этом плане указываемые проценты роста несколько некорректно проецировать на продажи Haval, но пока что факт остаётся неизменным – компания с полностью локализованным производством полного цикла выдаёт объемы продаж, которые уступают объемам продаж компаниям-импортёрам.
Такие марки как Lifan, Zotye, Brilliance в январе 2023 года не продавались. Первые две компании банкроты, что касается Brilliance, то статус этой компании решительно не понятен. Судя по тому, что компания Brilliance China Auto оказалась вовлечена в финансовые расследования, а её акционер Huachen Automotive Group стал банкротом, то, думаю, эту компанию смело можно сбрасывать со счетов при анализе числа проданных автомобилей.
Представленность моделей в ТОП-25
Я уже упоминал, что в январе 2023 года из 25 самых популярных моделей у российских покупателей 11 приходилось на китайский автопром. Марка Haval была представлена пятью моделями: Jolion (1523), F7 (1088), F7x (1002), H9 (477) и Dargo (444). Т.е. весь продаваемый в России модельный ряд.
Аналогичная ситуация и с Geely. Только здесь модельный ряд менее обширный. Это Coolray (1865), Atlas Pro (1173) и Tugella (463).
Тем не менее, в списке ТОП-25 появились и совершенно новые модели. Которых не было в 2022 году. Это Changan CS35Plus (173 проданных автомобиля), FAW Bestune T77 (163 проданных автомобиля) и Changan CS55 (119 проданных автомобиля). Если говорить про наш город, я однажды видел модель CS75.
В крупных городах типа Новосибирска дилерский центр имеется, а вот в нашем, значительно более маленьком городке, представлены только крупные китайские марки – Haval и Chery. А с осени 2022 года появился и Geely.
Чего ждать от 2023 года?
Боюсь, что насколько тупиковой ветвью было сотрудничество с альянсом Renault-Nissan в плане обретения собственных компетенций, насколько тупиковая ветвь же в организации крупноузловой сборки. А она сейчас у нас крайне популярна. И есть у меня страх, что стремительное увеличение китайских автопроизводителей может обернуться тем же, чем оборачивается разрастание сорняков на даче. Урожая можно не ждать.
Стремление китайцев продать как можно больше автомобилей понятно. Это бизнес. Ну а наше-то стремление не должно ограничиваться умением прикрутить двигатель и сменить шильдик. Надеюсь, что уход Рено чему-нибудь научил?
Другие мои статьи
Почему в 2023 году Chery будет вне конкуренции на российском авторынке?
Итоги продаж китайских автомобилей в России за 2022 год
С уважением, Юрий (kua1102)