Найти тему
Доктор Марусенька

Проблемы в общении с пациентами

Бывает, что во время приема врача возникают сложности в общении с пациентом.

Недопонимание, негативная реакция, негодование, гнев.

Почему это происходит?

И как врачу правильно реагировать?

✔️Негодование может возникнуть с обеих сторон, если пациент, как кажется, не воспринимает всерьез совет врача, не хочет сотрудничать при попытках сбора анамнеза или проведения обследования.

▪️Что с этим делать?

Если нет серьезной психиатрической или неврологической проблемы, влияющей на поведение пациента, принятие или непринятие совета врача - это выбор и желание пациента.

Роль врача заключается в том, чтобы давать советы и разъяснения, а не диктовать правила или решать за пациента, что ему делать.

Действительно, нужно понимать, что совет не всегда может быть правильным.

Помня об этом, вы сможете предотвратить самый неудовлетворительный и непрофессиональный результат — гнев на пациента.

Мы не должны злиться на пациента или испытывать гнев по отношению к нему!

Мы должны подробно и доброжелательно объяснить пациенту, что с ним происходит, и какие последствия могут быть, если это не лечить.

Дальше решает сам пациент.

Если у конкретного врача подобные ситуации происходят часто, ему нужно подумать, что он делает неверно - поработать над навыками общения с пациентом, способом доносить информацию или подумать, правильны ли ваши советы.

✔️Агрессивные и отказывающиеся сотрудничать пациенты могут иметь медицинскую причину своего поведения. И важно об этом помнить! Не пропустив опасные симптомы!

Что нужно держать в голове в такой ситуации?

  • отказ от алкоголя или наркотиков
  • внутричерепное поражение, такое как опухоль или субдуральная гематома
  • психическое заболевание, такое как параноидальная шизофрения
  • В некоторых случаях проблемой может быть обида на возникновение болезни. Когда заболевание серьезное, пациенту сложно принять этот факт, и сначала он может вымещать обиду на врача.

✔️Некоторые пациенты могут показаться трудными, потому что они излишне склонны к сотрудничеству.

Пациент, обеспокоенный своим артериальным давлением, может приносить распечатки собственных измерений артериального давления с получасовыми интервалами в течение нескольких недель.

В такой ситуации стоит задуматься о психологическом состоянии пациента, о тревоге и депрессии. Помочь, а не смеяться.

▪️Что делать?

Важно проявлять сдержанный интерес к этим записям, не поощряя чрезмерного энтузиазма больного. Помнить, что в записях может содержаться и важная информация. Протестировать на тревогу и депрессию.

✔️Некоторые пациенты могут принести с собой информацию о своих симптомах или диагноз, полученный из Интернета. Конечно, в большинстве случаев это не подтверждается на приеме.

С другой стороны, люди с хроническими или редкими заболеваниями могут знать о своем состоянии больше, чем их врачи, и они могут показаться трудными, потому что они хорошо осведомлены. А на самом деле та работа, которую они проделали- важна и может помочь.

Врач не может знать все обо всех заболеваниях.

▪️Лучший подход — сказать, что это необычное состояние, и вам нужно будет узнать больше о последних аспектах его лечения и потом уже вернуться к пациенту.

С благодарностью примите предложенный больным материал о своем состоянии. Сказать «Это сложная проблема, и нам может понадобиться помощь специалиста в этой области» — очень разумный подход.

✔️Некоторые пациенты могут проявлять излишний личный интерес к врачу. И пытаться выстроить более близкие отношения.

▪️Помним про профессиональную этику. В некоторых профессиях вы не можете дружить с пациентом ни при каких обстоятельствах- в первую очередь это психиатрия. В остальных случаях выстраивайте границы, проявлять интерес к человеку, которому доверяешь свое здоровье и секреты- нормальная психологическая реакция. Важно просто осторожно сместить фокус и уйти от темы, при этом не утратив доверия пациента.

Помните, что общение с пациентом- это очень важно. Мы можем навредить и спасти словами. Стоит контролировать свои действия, при этом защищая и себя, конечно.