Найти в Дзене
PRO ДОРОГИ

Транспорт Омска. Как в городе возрождают трамвай и троллейбус

Оглавление

Омск - легендарный город Сибири. 12-ый по численности населения город России (в Омске проживает более 1,1 млн. человек) давно стал героем самых незаурядных новостных заголовков и мемов. В мэры Омска выдвигался на заре карьеры блогер Илья Варламов, здесь чуть непоявился аэропорт имени Егора Летова, здесь расположен метрополитен с одной единственной станцией, а мем "нельзя просто так покинуть Омск", кажется, не теряет популярности.

Источник: https://www.yaplakal.com/forum1/st/25/topic2221791.html
Источник: https://www.yaplakal.com/forum1/st/25/topic2221791.html

Но нам интересен не сам город, а его транспортная система. Помимо вышеупомянутого метрополитена, город-миллионник имеет почти все виды общественного транспорта, включая троллейбус и трамвай, судьба которых в России сильно меняется от города к городу. Вместе попытаемся разобраться, какой же приговор заслуживает омская транспортная система

Хороший Омск

Автобус (1924 г. - н.в.)

Автобус является старейшим из существующих видов общественного транспорта в Омске. Всего через год (в 2024 году) омский автобус отметит своё 100-летие! Автобус давно стал главным видом городского общественного транспорта благодаря совей относительной простоте и дешевизне (весьма обманчивой, с учетом затрат на эксплуатацию), поэтому автобусы есть почти везде. При этом Омск радует тем, что в городе не просто продолжают эксплуатировать подвижные составы советского образца, а планового их модернизируют, заменяя современными моделями.

В 2017-2018 город закупил 130 новых малоклассовых (на 50 человек) автобусов ПАЗ-3204 «Вектор (из них 100 шт. - рестайлинговые Вектор Next).

С 2019 по 2023 года муниципалитет приобрел суммарно 144 единицы новых подвижных составов, включая 42 шт. НефАЗ-5299-30-56, 20 шт. Volgabus-5270.G2, 11 шт. НЕФАЗ-5299 и 71 шт. рестайлинговых ЛиАЗ-5292.

ЛиАЗ - 5292 (рестайлинг 2021 г. )
Источник: https://www.omskinform.ru/news/159681
ЛиАЗ - 5292 (рестайлинг 2021 г. ) Источник: https://www.omskinform.ru/news/159681

Таким образом парк муниципальных автобусов в Омске почти полностью обновился и жители получили современный и удобный транспорт. Также с 2023 года стартовала программа по установке валидаторов со встроенным терминалом оплаты, благодаря которому расплатиться за проезд можно обычной банковской картой. Удобно! За автобусы ставим Омску плюс.

Троллейбус (1955 г. - н.в.)

В то время как "рогатые" по всей стране переживают не лучшие времена (об этом мы подробно писали ранее), в Омске троллейбус пытаются сохранить.

Расцвет омского троллейбуса пришелся на конце 80-х годов XX века, тогда в городе действовало 17 маршрутов и 274 ед. подвижных составов. Но в современной России начался упадок городского троллейбуса: за 20 лет были обновлены только 30 ед. составов (20 в 2005 году и 10 в 2009 г.), в итоге к концу 00-х количество подвижных составов сократилось до 217 ед. а количество маршрутов начало стремительно уменьшаться. Ситуацию удалось стабилизировать во второй декаде XXI века. Хотя "отток" маршрутов окончательно остановить не удалось, но с оставшимися маршрутами стала проводится медленная работа по модернизации, в рамках которой маршрут № 7 был продлен, на маршруте № 4 полностью обновлен парк троллейбусов, а автобусный маршрут № 67 стел троллейбусным.

Но наибольшее развитие омский троллейбус получил совсем недавно с началом 20-х годов. В 2020 и 2021 за счет федерального бюджета в город получил суммарно 62 новых новых троллейбуса ПКТС-6281 "Адмирал" (на фото ниже). В 2022 году для города купили еще 9 новых троллейбусов, итого парк был обновлен на 71 единицу техники за 3 года. В 2023 году в троллейбусах также начали ставить новые валидаторы с возможностью оплаты проезда банковской картой.

Источник: tgstat.ru
Источник: tgstat.ru

Но самое главное, в Правительстве России одобрили заявку Омской области на получение инфраструктурного кредита почта на 4 млрд. рублей, в рамках которого будут построены новые маршруты на левобережной части города. Всего планируют запустить 3 почти новых маршрута, для которых закупят 49 новых троллейбусов:

  1. Маршрут № 5: СТЦ "МЕГА" - пос. Юбилейный
  2. Маршрут № 7М: Ж/д вокзал - мкр. Зелёная река (вместо действующего маршрута № 7)
  3. Маршрут № 10: СТЦ "МЕГА" - з-д им. Попова.
Новые перспективные маршруты омского троллейбуса
Источник: https://ngs55.ru/text/transport/2021/12/24/70337906/?imageViewer=ivRecord
Новые перспективные маршруты омского троллейбуса Источник: https://ngs55.ru/text/transport/2021/12/24/70337906/?imageViewer=ivRecord

По состоянию на март 2023 года Омский троллейбусный парк насчитывает 8 действующих маршрутов и 144 единицы техники (из них 71 - новые ПКТС-6281 "Адмирал"). В случае успешной реализации проекта, количество маршрутов возрастёт до 10 (маршрут № 7 будет заменен маршрутом № 7М).

Трамвай (1936 г. - н.в.)

Еще один вид транспорта, участь которого в современной России незавидна. Инфраструктура для трамвая сложная и еще более дорогая, чем для троллейбуса. Подвижные составы тоже дорогие, да и нормативной базы толком нет, а проявлять инициативу и брать на себя ответственность у нас чиновники не любят. Так и стали исчезать трамвайные сети из российских городов одна за одной. Но не в Омске!

До 2020-х годов жизнеспособность омского трамвая осуществляли по остаточному принципу: подвижные составы почти не обновляли, убитые рельсы ремонтировали локально и редко, об открытии новых маршрутов не шло и речи, а старые закрывались. В итоге от 11 маршрутов, существовавших в конце 80-хх, осталось только 6.

Маршрут омского троллейбуса в конце 80-х. 
Источник: https://omchanin.livejournal.com/1928387.html
Маршрут омского троллейбуса в конце 80-х. Источник: https://omchanin.livejournal.com/1928387.html

Но в 2020 году произошло сразу 2 важных события:

1) Был принят новый генеральный план Омска, где трамваю отведена одна из ведущих ролей. В частности планируется строительство трамвайной сети на улицах 22 апреля, Кирова, Нефетезаводской, на проспекте Мира и проспекте Комарова, а также интеграция с построенными участками омского метрополитена (о котором расскажем далее)

2) Обновлен подвижной состав. Так город получил 24 новых трамвая:

  • 20 единиц произведенных ОАО «Уралтрансмаш» моделей 71-407, для которых Омск стал последним городом поставки (с 2020 года модель снята с производства)

Трамваи 71-407 на улицах Омска
Источник: https://www.omskinform.ru/news/147951
Трамваи 71-407 на улицах Омска Источник: https://www.omskinform.ru/news/147951
  • 4 единицы произведенных ОАО «Уралтрансмаш» моделей 71-412 - новейшей уральской модели, которая впервые вышла на улицы именно Омска (сейчас такой подвижной состав также задействован на улицах Нижнего Тагила, Владикавказа и Евпатории)
Новейший трамвай 71-412 на улице Омска 
Источник: https://transphoto.org/photo/1429754/?&lang=be
Новейший трамвай 71-412 на улице Омска Источник: https://transphoto.org/photo/1429754/?&lang=be

Таким образом у омского трамвая имеется не только второй шанс на развитие внутри города, но и на показ того, "как надо делать". Очень надеемся, что проект не постигнет участь омского метро или других менее масштабных проектов, вроде маршрута трамвая № 5, который был закрыт через год после открытия.

А пока: казнить нельзя, помиловать!

Об обратной стороне транспортной системы Омска поговорим во второй части статьи.

Не забывайте подписываться на канал, чтобы быть в курсе новостей!

А также читайте на канале: