Найти тему

Как не попасть в ловушку собственных удовольствий?

Фото: Ханбеков Александр
Фото: Ханбеков Александр

Манипулятивная среда стала нашим настоящим вместе с развитием новых технологий и искусственного интеллекта.

Ее действие очень схоже с механизмом работы социальных сетей.

Этот алгоритм назвали «дофаминовой петлей обратной связи».

Она также знакома нам по механизму работы любой компьютерной игры.

Кажется, что любой момент в игре не подходит для того, чтобы сказать СТОП!

Здесь нет конечной точки, каждый раз нам можно проходить все дальше и дальше и кажется, что эти петли не закончатся никогда.

Они особенно активно появляются, когда мы реагируем на различные стимулы, которые нас поощряют.

Это различные бонусы, выигрыши, лайки, комментарии, интерактивы, игровые модели или агрессивный маркетинг.

Только человек начинает видеть цель в виде определенной награды, вырабатывается дофамин.

Дофамин – это нейромедиатор, отвечающий за мотивацию.

Эта древняя система, которую сформировала эволюция для того, чтобы наш вид выжил.

Она позволяла охотиться, добывать себе пищу и продолжать род.

В наше время маркетологи умело пользуются этой системой, запуская в нас те самые «дофаминовые петли».

Очень печальный эксперимент с дофамином

Объектом исследования Джеймса Олдса и Питера Милнера стала крыса, которой вживили электрод в ее систему поощрения в мозгу.

В итоге крыса прекратила есть и пить и все ради того, чтобы снова и снова стимулировать эту систему посредством нажатия на рычаги.

После исследований оказалось, что крыса так и не получила удовлетворение.

В 2001 года Брайн Кнутсон смог доказать, что дофамин ответственен именно за предвкушение удовольствия.

Дофамин мотивирует нас блуждать в поисках удовольствия, но не испытывать его.

Какие уловки используют маркетологи, чтобы загнать нас в «дофаминовые петли»?

1) Социальные сети

Чтобы получить порцию удовольствия достаточно сделать нажатие по иконке любимой социальной сети и посмотреть количество новых лайков, просмотров и комментариев. Но выброс дофамина от такой деятельности только очень кратковременный, он лишь усиливает желание получить еще больше.

2) Вредная/мусорная еда

Здесь уместно упомянуть фастфуд, газированные напитки, сладкое, усилители вкуса и все добавки которые усиливают ощущения от потребляемой пищи.

Если человек питается так, то у него наблюдается отсутствие мотивации для долгосрочных целей и планов.

3) Чудо-картинки

Большинство из нас относят себя к визуалам. Именно визуалов легче всего поймать на крючок «дофаминовой петли».

Красивые картинки и видео с привлекательной едой, изображения красивых и привлекательных людей, супер акции на различные товары.

Все это стимулирует нашу систему подкрепления, как ничто другое.

И вот мы уже заказываем то, что нам не требуется.

4) Собственные ароматы

Ароматы также способны управлять нашим сознанием и заставлять покупать нас приятно пахнущие продукты.

На этом основан маркетинг в торговых центрах, кофейнях, парфюмерных и других подобных магазинах.

5) Сексуальная одержимость

Сексуальное возбуждение способствует огромному выбросу дофамина, предвкушающего оргазм.

На этом явлении основан весь мир порноиндустии.

Человек, которого поймали на этот крючок, постоянно сидит на сайтах в поисках все новых и новых видео.

6) Геймификация

С помощью этой технологии пользователя втягивают в интересную игровую модель, стимулируя его поведение различными бонусами, баллами и другими элементами.

Азартные игры, игры на телефоне и компьютере, букмекерские конторы – все это стимулирует нашу систему подкрепления.

7) Эффект неожиданности

Эксперименты показали, что если испытуемый получал неожиданное вознаграждение, то это еще сильнее стимулировало его продолжать игровой процесс. На этом же эффекте основано повествование любого фильма или сериала. Эффект неожиданности в самом конце серии для того, чтобы пользователь запоем продолжал смотреть все новые и новые серии.

8) Риск потерять

Различные эксперименты доказали, что мы очень боимся что-то потерять, чем приобрести.

Поэтому маркетологи применяют различные техники увеличения цен на продукты, ограниченной акцией до определенного числа, сгоранием бонусных баллов и так далее. Вы наверное помните, как всем известный Sunlight столько раз закрывался, что до сих пор продолжает свою работу.

Риск упущенной выгоды для нас столь велик, что мы опять позволяем себя поймать на крючок «дофаминовой петли».

Как же противостоять такому импульсному поведению?

Во-первых сейчас вы уже знаете как работает эта система и можете осознанно отслеживать моменты, когда вас пытаются поймать на крючок.

Во-вторых, если вы хотите избавиться той или иной «дофаминовой петли» необходимо максимально усложнить путь к ней.

Например, если вы хотите перестать сидеть в социальных сетях, просто удалите иконку из смартфона или переместите в самое сложное для поиска место.

Теперь, когда вы захотите зайти в Инстаграм или Контакт, у вас будет время подумать, действительно ли вы этого хотите в данный момент.

Не будьте той крысой, которая постоянно давит на рычаг, становитесь более осознанными.

Уходите из среды с множеством подкрепляющих стимулов, устраивайте себе дофаминовый детокс.

Об этом я уже писал вот в этой статье.

Тренируйте свой мозг и особенно силу воли.

До связи!