Найти в Дзене
Всё о транспорте

Ганс Мецгер (1929-2020): человек, который привел в действие Porsche

Оглавление

Ганс Мецгер, один из самых важных инженеров Porsche. Ответственный за значительную часть успеха бренда в автоспорте, Мецгер усовершенствовал 911, стал отцом 917-го и даже построил один из самых успешных двигателей McLaren F1. В общей сложности он отдал Порше 37 лет.

Я покопался в архивах, чтобы найти это интервью с великим человеком. Оно показывает огромный след, который он сделал – не только в Porsche, но и в автоспорте в целом.

Интервью Ники Лауды с Гансом Мецгером

"Порше" был моей первой и последней компанией. Всё моё время в качестве инженера прошло в Porsche, с 1956 до конца 1993 года."

Сорокалетняя карьера Ганса Мецгера:

  • усовершенствовал 911
  • культовый 917-его ребенок
  • разработал двигатель Формулы-1, который принес McLaren пять мировых титулов

Или, говоря иначе, когда я встречаю миниатюрного, мягко говорящего 82-летнего Мецгера в мастерской под музеем Porsche, я знаю, что три четверти гоночных автомобилей, выставленных над нами, плюс многочисленные дорожные автомобили, были спроектированы, построены под его влиянием.

Начало

Изучив машиностроение в Штутгартском университете, Мецгер присоединился к Porsche 1 октября 1956 года. Это были первые дни, и появление Мецгера в отделе технических расчетов увеличило число его сотрудников до трёх. Он работал над двигателем "Фюрманн" для Формулы-2 и 1,5-литровым для автомобиля Формулы-1 типа 804. Когда этот проект был остановлен, Мецгеру было поручено отвечать за все гоночные двигатели Porsche.

Porsche первоначально спроектировал свой новый шестицилиндровый двигатель с толкателями, похожими на плоские четыре 356-го, но переключился на верхние кулачки, когда Мецгер и Фердинанд Пьех (племянник Ферри Порше, позже отец Бугатти Вейрона) присоединились к команде. Они переделали его под сухой отстойник.

"У 356 было много проблем в поворотах с мокрым поддоном – мы не хотели таких же проблем для будущего спортивных автомобилей Porsche. Многие идеи, используемые для двигателя 911, мы узнали в гонках."

Как по команде техники в застекленной мастерской, которая встречает посетителей в фойе музея, начинают поджигать пачку серебряных 911 вокруг нас. Каждое поколение присутствует – они были подготовлены здесь, и сегодня их отправляют присоединиться к новому 991 на каком-то далеком стенде автосалона – и хотя каждый звучит по-разному, все они лают проснувшись, а затем шумно простаивают с этим характерным сырым гудением. Это музыка Мецгера.

Гоночная родословная

Проявив себя, Мецгер был поставлен во главе нового Konstruction Rennfahrzeuge чтобы спроектировать и построить все будущие гоночные автомобили Porsche. Перед тем, как рассказать историю, Мецгер делает паузу, чтобы извиниться. Он стыдливо признается, что не помнит, когда началась работа: это было 5 или 6 августа 1965 года!

"Мы начали с проектирования трубчатой рамы, и когда наши чертежи были закончены, три смены работали 24 часа в сутки, чтобы построить шасси. Он был спроектирован и построен за 20 или 23 дня. Он не выиграл свою первую гонку, но выиграл следующую."

Автомобиль Ollon-Villars hillclimb был одноразовым, но шасси повлияло на 907 и 908. И легендарный 917-й. Один из них находится с нами в кафельной мастерской.

The 908

Porsche первоначально построил 3,0-литровый 908-й после того, как он счел требование FIA о пробеге 5,0-литровых спортивных автомобилей слишком требовательным, но затем правила изменились весной 68-го. Не дожидаясь, пока Porsche примет решение о том, будет ли он строить автомобиль по пересмотренным правилам, Мецгер приступил к работе над новым двигателем.

Мы страдали от крутильных колебаний на наших восьмицилиндровых двигателях, и я знал, что мы не можем просто сделать коленчатый вал длиннее – я знал, что он должен быть новым. 12-цилиндровый двигатель имел так много преимуществ в своей конструкции: равномерный порядок запуска, 100% баланс сил инерции. Водители не привыкли к такой мощности, - смеется он, указывая на двигатель, торчащий из капота 917-го.

The 917

Каждый поклонник гонок знает следующую часть этой истории. FIA настаивала на проверке всех 25 автомобилей, поэтому Porsche построил 25 автомобилей и выстроил их снаружи Werk 1, довоенном штабе испытаний и разработок. У всех 25 были гоночные двигатели и трансмиссия, но приводные валы были зажаты в другом месте, так что каждый 917 мог проехать лишь несколько ярдов. Для испытаний оставалось мало времени, и после начала гонок треснувший корпус трансмиссии вынудил Вика Элфорда и Ричарда Эттвуда уйти с лидирующих позиций в 1969 году на 24 часах Ле-Мана. Но через год Porsche вернулся и победил в 1970 году, а затем и в 1971 году.

Это должно было быть удивительное чувство, верно? Человек передо мной улыбается и застенчиво кивает. Мецгер очень скромен. Я толкаю его. Машина, которую вы построили, с двигателем, который вы спроектировали, просто выиграла Ле-Ман, как вы это сделали?

"Это была большая победа для Porsche, но мы все еще были маленькой компанией и гоночной командой"

Это все, что я могу получить от великого человека, и отведенное мне время истекло, а музей закрывается.... и все же Мецгер не подает никаких признаков ухода. Вместо этого он предлагает нам после работы прогуляться наверх.

И рассказывает о 917 – м:

"Это мой любимый-самый знаменитый из всех гоночных автомобилей. У меня было такое же чувство по этому поводу с самого начала. С самого начала двигатель работал, и прототип получил больше мощности, чем мы рассчитывали или ожидали."

А вы когда-нибудь водили эту машину?

Да, но я никогда не хотел быть гонщиком – Я инженер-разработчик. Я ездил на нем по Вайссаху [тест-треку Porsche], а гоночная команда обычно останавливалась в маленькой деревушке неподалеку.

Hans Mezger. Фото из Google картинки
Hans Mezger. Фото из Google картинки

Can-Am и турбонаддув

Стараясь не смотреть ревниво на человека, который ехал на 917-м по дороге общего пользования, я рассказываю о том, что было дальше. С 5,0-литровыми автомобилями, объявленными вне закона в конце 71-го года, Porsche взял 917-й через Атлантику, чтобы отправиться в Can-Am racing. Мецгер разработал безнаддувный двигатель 16- цилиндровый двигатель (по существу, 12-цилиндровый с доп. цилиндром в каждом углу) и 12-цилиндровый с турбонаддувом.

"Мы стали пионерами в области турбонаддува", - говорит Мецгер. "Мы выиграли чемпионат в 72-м. Наши конкуренты никогда не ожидали от нас такой силы, так как у нас не было никакого опыта в турбонаддуве. В 73-м мы выиграли все восемь соревнований. А потом, как обычно, изменили правила. Мы к этому привыкли.'

Зная, что правила будут изменены снова, Porsche продолжал выигрывать. Глава компании Эрнст Фурманн отменил программу Can-Am, и применил опыт Мецгера, чтобы помочь отделу дорожных автомобилей спроектировать 930 911 Turbo.

"Когда мы разрабатывали его, мы ожидали, что будет построено всего 400 автомобилей [в соответствии с правилами FIA], но он был настолько успешным, что мы никогда не останавливались".

Пока мы обходим теперь тихий музей, Мецгер указывает на автомобили, которые были неотъемлемой частью его жизни, и рассказывает истории с почти веселым равнодушием.

"Когда он выиграл Ле-Ман, не выглядел так хорошо – он был довольно грязным после 24 часов", - говорит он, указывая пальцем на красно-белый номер 917 от 1970 года.

The 936, который дал Porsche четвертую победу в Ле-Мане:

"У этой машины были проблемы в 77-м. Перегрелся пятый цилиндр. Или может быть это был третий... Он остановился за 45 минут до конца гонки, но должен был вернуться снова, чтобы сделать два последних круга. Впрыск топлива и зажигание в этот цилиндр были отключены. Он прошёл дистанцию до конца и стал победителем."

Моби Дик

Porsche разработал 935 для группы 5 (что в конечном итоге привело к 935 "малышу" в 77-м и печально известному 935 "Моби Дику" в 78-м), но именно Фурманн настаивал на том, чтобы Porsche имел 936 для прототипа группы 6 правил. Немногие другие члены компании хотели этого, но она выиграла Ле-Ман в 76, 77 и 81 годах. Для этой последней победы Мецгер взял свой 2,65-литровый двигатель из неработающего проекта Porsche IndyCar (он вышел перед сезоном 1980 года, так как организаторы настаивали, что он работает на тех же уровнях наддува, что и V8):

"Мы перестроили его, чтобы работать на бензине, а не на метаноле. Мы взяли старый 936-й и поехали в Ле-Ман, где легко выиграли. А потом, на сколько я помню, мы выиграли пять или шесть раз подряд..."

Формула Один

"Это большой проект для Порше и для меня. Проект Формулы-1 для McLaren и TAG, который начался в 81-м и продолжался до 1987 года. Рон Деннис приехал в Порше, чтобы посмотреть, сможем ли мы разработать двигатель. Я был на той первой встрече. Деннис попросил Порше сделать ставку 50: 50, но компания отказалась. Рон собрал деньги на исследование и развитие проекта и отправился на поиски новых денег. Это началось с одного человека, затем двух и так далее, медленно". Объясняет Мецгер. "Рон убедил Мансура Аджеха и его компанию TAG купить McLaren. Проект получил зеленый свет. Разработка 1,5-литрового V6 с двойным турбонаддувом началась с ранних двигателей, работающих в 956 году. Были некоторые идеи, 100% Porsche идеи, которые сделали его лучше, чем что-либо еще. Мы были бы счастливы выиграть два или три Гран-При в первый год, но в 1984 году мы выиграли гонку номер один, гонку номер два и так далее. В том году, в нашем первом полном сезоне, 12 из 16 гонок выиграли McLaren и Porsche. Это был новый рекорд"

"Пикник" закончился по политическим причинам, как и все остальное , Макларен попросил Порше о финансовом вкладе. Порше отказался, а Хонда вмешалась. Последующие опыты Мецгера в Indy и F1 были разочаровывающими, оба были ограничены тусклым шасси, но ни один из них не запятнал его непреходящее наследие.

Заключение

Таково было его влияние. "Мецгер" стал прозвищем для двигателей, которые продолжали питать спортивные модели Porsche, кульминацией которых стал swansong GT3 RS 4.0 2011 года. Но даже при том, что плоская шестерка была получена из двигателей группы С, которые были охлаждены водой под его руководством, он был слишком скромен, чтобы претендовать на кредит.

Ганс Мецгер вышел на пенсию через 37 лет после того, как присоединился к Porsche.

Один человек. Одна компания. Много великих машин.

Спасибо за то, что дочитали статью до конца. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь - это будет мотивировать меня на дальнейшее создание качественного контента!)