Часто слышу о том, что дети - школьники боятся оставаться дома одни.
Фобия – необъяснимые и неконтролируемые человеком страхи. Или невроз навязчивых состояний – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, остаться одному в помещении, покраснеть при беседе, потерять близкого человека и др.
При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.
В каждом возрасте свои страхи:
· В дошкольном возрасте боязнь за родителей, боязнь остаться без них.
· В 7-8 лет стресс связан с новым окружением, новый распорядок дня, повышенная психоэмоциональная и физическая нагрузки (новый коллектив для первоклашек, насмешки, страшные сны, страх пожара, привидений, темноты). Испуг перед будущим.
· В период начальной школы связан со страхом: получить плохую оценку, замечание от учителя, страх ответа у доски, во время прийти на урок. Переживания за свою внешность, как выглядит он в глазах ровесников, вдруг что-то не так.
В каждом возрасте ребенок чувствует беспокойство. Кто-то боится больших животных, маленьких насекомых (пчёл, оводов), кто-то боится выдуманных персонажей- гномов, привидений, кто-то микробов и прочее.
Причины:
· Опыт – ситуация, которая напугала ребенка (крик, собака, транспорт)
· Родители – гиперопека ( чрезмерная опека родителей)
· Недостаток внимания родителей (родители очень заняты)
· Конфликты в семье (отсутствие взаимопонимания, частые скандалы между членами семьи)
· Фильмы, видеоролики, страшные истории, сказки, мультфильмы, персонажами которых часто пугают сами родители.
· Расстройства психические (невроз у ребенка, диагностика и лечение)
Решение проблемы:
· Беседа в кругу семьи. Выяснить и конкретизировать страх, чтобы выяснить причину, поговорите с ребенком, чего он боится.
· Придумать защиту. Предложить нарисовать (слепить) страх. Проиграть ситуацию, уничтожить листок (изделие из лепки).
· Наблюдать за поведением ребенка, но не заострять внимание.
Рекомендации родителям:
· Нельзя сразу надолго оставлять ребенка одного, постепенно увеличивать время.
· Звоните ребенку каждые 20 минут. Будьте на связи со своим ребенком.
· Обеспечить ребенку досуг. Несколько заданий, исходя из интересов ребенка. Это обязательно, если ребенок не может самостоятельно разнообразить досуг. Скачайте ребенку его любимые мультфильмы. Оставьте книги, журналы, раскраски и прочее.
· Рассказывайте больше историй из своего детства (героические, юмористические), как вы побеждали страх. Пусть история будет выдуманной, но вы – герои!
· Не заостряйте вопрос о страхе ребенка, у каждого страха есть своя причина, разобравшись с ней, можно внушить ребенку, что дом – это крепость, здесь он в полной безопасности. Не говорите об этом с чужими людьми в присутствии ребенка.
· Проводите время с ребенком. Играйте, читайте книги (рассказы и истории о героизме детей)
· Необходимо сократить объем просматриваемых телепередач, ограничить в компьютере (монстры из фильмов и другое)
Для детей школьников:
· Составьте план- памятку
· Объясните устройство замков, чтобы в случае чего, он мог выйти.
· Инструктаж – памятки рисуйте вместе. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Оставляйте яркие записки с напоминанием (закрыть дверь, выключить свет)
Научите:
- Возвращаясь со школы, сразу идти домой. Звонить на выходе из школы и зайдя в квартиру. Приучите сразу закрывать дверь за собой на замок.
- Переодеваемся сразу (напоминалка).
- Вещи повесить.
- Обед (пусть все делает самостоятельно). На холодильнике повесить письмо – подсказку.
- Обязанности (полив цветов, пыль, уроки). Приучаем к ответственности, у ребенка не будет оставаться времени на тревогу, он постоянно занят.
Эта тема актуальна во все времена, дети вырастая не могут справиться с детскими страхами. Они остаются, но видоизменяются в комплексы и боязни. А как вы справились со своей проблемой? Поделитесь!