Найти тему
Обратно в СССР

Желто-синяя окраска авто милиции в Советском Союзе – случайность или научный подход?

Оглавление

Однажды мы с другом договорились встретиться возле торгового центра, и я не могла разглядеть знакомого среди толпы. «Ну, вот же, я у полицейской машины стою, машу тебе», - говорил он мне по телефону. Я вдруг осознала, что совершенно не помню, как выглядят сегодня автомобили ДПС. В голове всплывали какие-то серые УАЗики с синей полосой. На деле автомобиль оказался белой «Нивой», полоса у него была синяя. Сам факт, что я не смогла вспомнить расцветку специальной техники, меня озадачил. Я вспомнила невольно машины советской милиции ярко-желтого цвета, так же с контрастной синей полосой. Не запомнить, а уж тем более, не заметить их было невозможно.

Как появилась такая расцветка

Решения, в какие цвета будут окрашены советские милицейские автомобили, исходили откуда-то «сверху» без особой системы и объяснений, почему именно такое сочетание уместно для транспорта служителей охраны правопорядка. Сначала это был грозный черный цвет с красной полосой. Затем авто стали глубокого темно-синего цвета, но полоса осталась. В начале 60-х авто стали бирюзовыми. В тон форменных рубашек, что в то время появились у милиции.

Это расцветка просуществовала совсем недолго - в середине 1960-х, в период работы Николая Щелокова на посту министра МВД, милиция получила автомобили желтой окраски с контрастной синей полосой. Такой выбор гаммы был продиктован реалиями того времени. Советская автопромышленность развивалась, машин на улицах становилось все больше, и перед МВД стояла задача: сделать автомобиль заметным, чтобы участники дорожного движения пропускали представителей власти и останавливались по требованию.

Научный подход

Вскоре расцветка автомобилей немного изменилась. Изначально у желтого автомобиля были не только синие полосы, но и багажник был окрашен в этот контрастный цвет. Спустя пару лет багажник приобрел цвет кузова – то есть желтый. Связано это с тем, что к разработке стандартов автомобилей оперативных служб подключились специалисты ВНИИТЭ (Всесоюзного НИИ Технической Эстетики).

В целом они одобрили выбор МВД. Основной цвет прекрасно выполнял функцию сигнальности, а цвет ливреи делал авто еще более заметным. Однако специалисты, проведя ряд испытаний, пришли к выводу, что синий цвет багажника излишне утомляет участников движения. Дело в том, что авто «Скорой» или пожарной служб не находились в транспортном потоке подолгу, и их контрастный колер не отвлекал внимания. Милицейская машина могла подолгу двигаться в потоке, вызывая тем самым лишнее напряжение у водителей соседних транспортных средств. Сотрудниками ВНИИТЭ были разработаны технические стандарты для всех оперативных служб (01, 02, 03, 04). Особенности расцветки, опознавательных знаков, цветовых и световых сигналов существовали вплоть до распада советского государства.

Образцы моделей до принятия технического регламента ВНИИТЭ, и после.
Образцы моделей до принятия технического регламента ВНИИТЭ, и после.

После этих драматических событий, согласно новому курсу, все советское было отвергнуто. В том числе и технические стандарты, над разработкой которых трудился целый институт. Видимо, в традициях русского народа разрушать весь мир до основания, а затем…

А как Вы считаете, какая расцветка лучше?
Авто
5,66 млн интересуются