Так бывает, что семье и ребенку непросто обратиться за психиатрической помощью, начать сотрудничество с врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Некоторые родители категорически отвергают мысль о том, что надо показать ребенка детскому врачу-психиатру, боятся социального осуждения и последствий обращения за консультацией. Часто это связано с негативными предубеждениями, установками, мифами, которые мало связаны с реальной, современной психиатрической помощью, которая включает в себя не только лечение, но и профилактику, реабилитацию, социальную адаптацию.
Миф №1. В нарушениях психики у ребенка виноваты родители/законные представители: неправильно воспитали, не уделяли должного внимания, часто ругались при ребенке и т.п.
К сожалению, близкие и родные ребенка могут сталкиваться с таким мнением, слышать его от окружающих, некоторых специалистов, да и часто обвинять самих себя. С одной стороны, это закономерное переживание в процессе принятия болезни или особенностей ребенка, с другой – миф. Есть заболевания, состояния и нарушения психического развития, начало которых в самой незначительной степени связано с внешними факторами. Решающую роль в их возникновении играет биологический фактор. Однако, это вовсе не означает, что при ментальных нарушениях повлиять на психическое состояние ребенка семья не сможет. Нужно искать новые способы взаимодействия друг с другом, выстраивать конструктивный диалог, вместе говорить о чувствах, переживать и принимать происходящее. В этом семьям помогут семейные психологи, психотерапевты, которые работают в каждом отделении Центра им. Г.Е. Сухаревой.
Миф №2. Психотропные препараты вредны для организма, сделают из ребенка «овоща».
Медикаментозная терапия – одна из частей лечения многих психических расстройств, напрямую помогающая той самой «биологической части» справляться с имеющимися трудностями. Решение о препарате и дозе принимается врачом-психиатром, исходя из индивидуальных особенностей, специфики симптомов и нарушений, возраста ребенка. На протяжении периода приема лекарств ведется постоянный контроль за психическим и соматическим состоянием здоровья пациента. В нашем Центре план лечения и реабилитации можно и нужно обсуждать с лечащим врачом, который сможет и должен предоставить полную информацию, касающуюся, в том числе, необходимости фармакотерапии.
Миф №3. Если ребенок психически нездоров, в будущем он не сможет учиться, работать, жить самостоятельно.
Вопрос адаптации и социализации действительно тревожит всех родителей детей с особенностями психического здоровья и развития. Важно помнить о том, что одной из задач реабилитации является поиск посильной и доступной для ребенка деятельности: в учебе, работе и бытовой сфере. В нашем Центре возможно подобрать подходящий образовательный маршрут (для дошкольников и школьников), получить консультацию по профориентации (для старших подростков), обучиться самым разным социально-бытовым навыкам (для детей всех возрастов).
Миф №4. При обращении к врачу-психиатру ребенка поставят на «учет», и это повлияет на его поступление в ВУЗ, получение водительского удостоверения, прием на работу…
Обращение в консультативно-диагностическое отделение (амбулаторная помощь) или в стационар Центра им. Г.Е. Сухаревой не влечет за собой постановку на «учет». В момент выписки из стационара родители (законные представители) пишут заявление о передаче сведений районному (участковому) врачу-психиатру или об отказе в передаче сведений. Если сведения не будут переданы районному (участковому) врачу-психиатру, то медицинская документация уйдет в архив Центра им. Г.Е. Сухаревой и сведения могут быть переданы только самому пациенту (старше 15 лет), законным представителям пациента или по запросу суда и следствия. Однако обратите внимание, что только в случае передачи сведений районному (участковому) врачу-психиатру (или прямого обращения к врачу-психиатру по месту жительства) у семьи будет возможность решения социальных вопросов (оформление инвалидности, льготное лекарственное обеспечение, спорные вопросы воинской службы).
Миф №5. В психиатрической больнице лечат только лекарствами, одевают смирительную рубашку, лечат электросудорожной терапией.
В Центре им. Г.Е. Сухаревой работает более 70 медицинских психологов, имеющих 8 различных специализаций, более 50 логопедов, более 20 дефектологов, более 150 воспитателей и педагогов-психологов, а также массажисты, инструктора по адаптивной физической культуре, врачи-физиотерапевты, рефлексотерапевты и реабилитологи. Смирительные рубашки и электросудорожная терапия запрещены к применению в детском возрасте.
Миф №6. Врач-психиатр может любому поставить диагноз.
Постановка диагноза в психиатрии является сложной многоступенчатой процедурой. Диагноз ставится на основании: 1) данных, полученных из анамнеза (сведений, собранных со слов родных) и характеристики из школы, 2) данных обследований функционального состояния головного мозга (ЭЭГ, УЗДГ, МРТ), 3) результатов исследований психолога, логопеда, дефектолога, 4) и конечно беседы врача-психиатра. Однако самым главным диагностическим приемом является наблюдение за ребенком. Именно поэтому в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ стараются не спешить с постановкой диагноза, ведь иногда необходимо длительное наблюдение, а в ряде случаев требуется наблюдение не только врачом, но и «глазами» разных специалистов, работающих в Центре: воспитателей, нейропсихологов, учителей, сотрудников научного отдела. В любом случае диагноз должен соответствовать критериям МКБ-10.