Найти в Дзене
Мифы и игры

Образ Джокера как архетип

Оглавление

Джокер уже стал культовым образом злодея как в американской, так и в межнациональной массовой культуре. Обратим внимание на разные представления образа, на выбор того или иного архетипа для передачи авторской мысли.

Комиксный Джокер

В "Detective Comics" за май 1940 года появился такой странный персонаж, досаждающий доблестному Бэтмену, как Джокер. Здесь не случайно указана дата, ведь в то время многие персонажи были обобщёнными образами каких-то явлений, может быть, событий или даже стран. Так вот Джокер, который использует Веселящий Газ, электрические кнопки, ловушки, всячески измывается над жертвами, становится пародией на фашистскую Германию. При этом герой Бэтмен - не что иное как Америка, что обязательно спасёт весь мир.

Он соединяет в себе несколько архетипов: шут, потому что Джокер очень любить сыпать шутками, балагурить; плут, поскольку он часто хитрит, меняет внешность, планирует свои действия; трикстер, потому что Джокер играет на низменных потребностях людей; и тень, ведь его можно считать противоположностью Бэтмена. Далее один архетип более или менее явно выделяется в каждом воплощении Джокера.

Джокер 1960-х гг.

В картине «Бэтмен» (1966, реж. Лесли Х. Мартинсон), а до этого в сериале, появляется Джокер в исполнении Сезара Ромеро. С современной точки зрения удивляет возможность демонстрации такого на телевидении. Фильм прост и ясен, как картон: Бэтмен - страж порядка и вечный помощник полиции, а Джокер вообще не пойми кто, он только глупо шутит и мешает команде злодеев.

Читайте также: Мотив родительства в TLOU 2

Чтобы добавить образу комичности, Ромеро отказался сбривать усы - индивидуальное решение актёра.

За весь фильм Джокер так и не совершает ничего ужасного, противозаконного, противного человеческой природе, а его грим - это белила, помада и подобие зелёнки, поэтому можно с уверенностью сказать, что в основе этого образа лежит архетип шута в чистом виде.

Джокер конца 1980-х гг.

Более это не наивный злодей, который не понимает, что делать с пушкой, или понимает, но делает не так. Джокер, представленный в фильме "Бэтмен" (1989, реж. Тим Бёртон) и сыгранный Джеком Николсоном, - это гений криминального дела. Здесь появляется мало-мальская предыстория, которая связывает между собой судьбы Уэйна и Напьера, делает их чуть ли не родственными душами ("Тебе приходилось танцевать с дьяволом при лунном свете?").

Джокер - это своеобразный образ мафии, с которым прощается американское общество, поэтому злодей погибает в конце, а не торжествует.

Шутки его сатиричны, лицо уродливо и более не является наложенным гримом, желания обращены к первобытному: он управляет Готэмом при помощи страха и человеческой жадности. Поэтому здесь на первый план выходит архетип трикстера как животного начала.

Джокер в трилогии Нолана

Самый неоднозначный образ в киноиндустрии. Он амбивалентен (двойственен): это злодей, учиняющий преступления, и герой, возвращающий горожанам спокойствие. Джокер свободен от закона и морали, поэтому совершает преступления ради их процесса и стремится любыми способами достичь цели – развенчать миф о "порядке" как о единственном условии существования общества. Поэтому он противопоставлен не только Бэтмену, но и мафиозным группировкам, административной власти и законопослушным гражданам.

В отличие от предыдущих воплощений, этот Джокер более нуарный, тёмный, запредельный. Он не олицетворяет собой ни качество, ни группировку, ни даже страну; здесь Джокер - это идея, уловить которую практически невозможно.

Злодей противоречит сам себе: несмотря на его отрицание любого плана, он всё же координирует действия подчиненных, совершает преступления с переодеванием и ориентируется на конечный результат. В этом образе воплощён архетип плута-оборотня.

Джокер в компьютерных играх

Забавно, но злодей в супергеройских играх - очень важная персона. Кому же мы противопоставляем благородство и правильность Бэтмена?

В трилогии компьютерных игр британской компании "Rocksteady Studios" - "Batman: Arkham Asylum" (2009), "Batman: Arkham City" (2011) и "Batman: Arkham Knight" (2015) - Джокер является главным антагонистом. Отметим, что в каждой игре, пусть его играет (озвучивает) один актёр, персонаж получается разным. В первой игре шикарный план Джокера по захвату лечебницы Аркхем из логического становится физическим, во второй части Принц преступного мира изменяет сам себе и рушит собственный план. Третья часть нацелена на утверждение внутренней связи героя и злодея.

В общем можно назвать образ Джокера плутовским, но с оговоркой, что это не чистый архетип плута.

Джокер появляется также в игре от американской компании "Telltale Games": "Batman: The Telltale Series" (2016) и "Batman: The Enemy Within" (2017). Интересно, что здесь злодей не целостный, не однородный, а становящийся, при этом различающийся в зависимости от выбора игрока. Хотя в первом варианте он идёт против Бэтмена, а во втором - вместе с ним, Джокера нельзя назвать абсолютным злом или справедливым добром: будучи отрицательным героем, он рискует и оставляет Уэйна в живых, но, вступая на тропу борца, он ранит и убивает невинных людей. Это сложный образ, построенный на человеческих сомнениях и тревогах.

Сложность и двойственность образа усиливает мотив поиска истинного пути: ни в одной из концовок Джокер не уверен, что он стал собой и достиг истинно дружеских отношений с Бэтменом/Уэйном. Сомнения персонажа понятны: раз он является почти продуктом действий игрока, то он никогда не поступает так, как хочет сам, реализуя тем самым архетип тени как противоположной персоне личности.

Читайте также: Арлекин Харли Квинн, или как меня бросил Мистер J

Новый взгляд на образ

В кинематограф суперзлодей возвращается в сольном фильме "Джокер" (2019, реж. Тодд Филлипс). Первое, пожалуй, что бросается в глаза, - это отсутствие противопоставления Джокера и Бэтмена как злых и добрых сил. Справедливость стоит за маленьким человеком Артуром Флеком, жестоко отторгнутым из общества, оплота зла и причины злости персонажа. Нравственное зло имеет причину (вескую или нет, решать зрителю), при этом зло Артура - одно из многих зол социума. Здесь можно вспомнить и красноречивые обещания кандидатов, и беспардонное поведение окружающих, и сокрытие лжи матерью, и даже игра человеком своей роли. Джокер борется не с законом, а с обществом.

Здесь реализован архетип тени как темной стороны личности – Джокер есть в каждом, но не каждый станет Джокером. Его зловещие поступки вдохновляют на бунт и убийство богатых людей города, что романтизирует движение против системы, находит ему оправдания.

Образ Джокера в своем развитии проделывает путь от абстрактного зла к реальному злу – злу, живущему в каждом человеке; от зла, нарушающего порядок в обществе, к злу, порожденному обществом; от ненавистного человеческой природе зла к злу оправдываемому. Ранний Джокер не может существовать без Бэтмена, его противоположности, двойника, поздний Джокер становится самостоятельной личностью.

Поскольку фильм ограничен рамками экранного времени, то показать все грани образа Джокера сложно, но режиссеры стремятся именно к тому, чтобы продемонстрировать всю многогранность, неуловимость образа. С играми немного сложнее: игроку дают чаще всего одну задачу - идти против зла, поэтому персонаж должен быть как можно отвратительнее в моральном плане. Все изменения, происходящие в образе, вызваны типом произведения.

На этом у нас всё. В следующий раз поговорим об образе Джокера с точки зрения облика, внешнего вида, его особенностей и отсылок. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!