Здравствуйте! Я - Арсений Фролов, мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, тренер по безопасному и контраварийному вождению международного класса. Добро пожаловать в мой блог "Осознанное вождение"!
Фанаты контраварийной подготовки утверждают, что главное на дороге рефлексы и именно ими едет водитель. Подумать он не успевает, как его тело уже нашло верное решенье.
⠀
Приверженцы чистого защитного (безопасного) стиля вождения говорят, что развитое наблюдение и распознавание рисков с лихвой компенсируют неточности в технике управления.
Давайте разберемся, кто прав, а кто не очень. Так как первые 7 лет я тренировал людей ездить в контраварийном стиле, а сейчас 13 лет преподаю защитное вождение, то у меня есть много чего сказать по этому поводу.
⠀
1️⃣ Если бы нами руководили условные рефлексы, то в каждой стандартной ситуации мы бы получали стандартный ответ на неё. Но это не так. В большинстве ситуаций мы делаем выбор, а это уже не рефлекс, а навык или умение.
Каждый раз, когда ситуация меняется мы делаем много шагов выбора - тормозить/не тормозить, перестраиваться/не перестраиваться, ускоряться или нет и тому подобное. Даже если на это уходит у нас мало времени и нам кажется, что мы действуем механически, это потому что мозг просто находит подходящий шаблон (паттерн) в нашей памяти, быстро его проверяет и применяет, либо отбрасывает и так по кругу.
⠀🚙
Безусловных рефлексов мы не касаемся потому что они к вождению не применимы ввиду того, что такой деятельности на заре нашего становления просто не было. А для их изменения нужно ну очень много времени.
⠀
2️⃣Одно лишь наблюдение тоже не решает всех проблем. Мало увидеть ситуацию, нужно еще подобрать под нее правильные управляющие действия. Чем больше арсенал этих действий и чем прочнее они наработаны (сформированы в навыки), тем проще и быстрее вам выуживать их из своего багажа навыков.
⠀🚙
Конечно, не каждый навык нужен обычному водителю. Например, послать автомобиль на 150 км/ч в занос, продержать его в длинном повороте, а потом переложить машину в другую сторону с другой скоростью и на другой угол для входа в следующий поворот - это вам на обычной дороге НИКАК не поможет.
⠀🚙
А вот, скажем:
-своевременно заметив поворот, сразу его оценить и выстроить все действия в цепочку “притормозить, переключиться, стабилизировать автомобиль, осмотреться по зеркалам, направить взгляд в поворот, плавно пройти поворот рулем и газом, вытянуть автомобиль из поворота”.
или
- увидев вдалеке светофор, с нужной вам, стрелкой, “оценить ситуацию в соседнем ряду, включить поворотник, проверить зеркало и слепую зону, перестроиться, тормозом подобрать такую скорость, чтобы не стоять, а проехать на зеленый, проверить зеркала, выполнить маневр” и т. д.
Это те навыки, которые жизненно необходимо усвоить любому водителю. Если вы хорошо наблюдаете, но слабо владеете техникой управления или вы контраварийный бог, но плохо видите дорогу - это одинаково опасно для вас и окружающих.
Но вот какой вопрос все еще остался без ответа - нужны водителю какие-то рефлексы? Безусловно нужны - всего два
1. Рефлекс подумать, прежде чем сделать?
2. Рефлекс проверить, а так ли сейчас это нужно и безопасно?
Они помогут вам не только в ситуациях связанных с вождением. Для остального хватит и формы навыка)
Этот же пост вы можете прослушать в виде подкаста на Яндекс Музыке
Если понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, читайте другие материалы - здесь еще много интересного :-)
Для записи на занятия и обратной связи заходите сюда
А каких навыков не хватает вам?