Найти тему
Другое вождение

Самые важные рефлексы водителя

Фото автора Mateusz Dach Pexels
Фото автора Mateusz Dach Pexels

Здравствуйте! Я - Арсений Фролов, мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, тренер по безопасному и контраварийному вождению международного класса. Добро пожаловать в мой блог "Осознанное вождение"!

Фанаты контраварийной подготовки утверждают, что главное на дороге рефлексы и именно ими едет водитель. Подумать он не успевает, как его тело уже нашло верное решенье.

Приверженцы чистого защитного (безопасного) стиля вождения говорят, что развитое наблюдение и распознавание рисков с лихвой компенсируют неточности в технике управления.

Давайте разберемся, кто прав, а кто не очень. Так как первые 7 лет я тренировал людей ездить в контраварийном стиле, а сейчас 13 лет преподаю защитное вождение, то у меня есть много чего сказать по этому поводу.

1️⃣ Если бы нами руководили условные рефлексы, то в каждой стандартной ситуации мы бы получали стандартный ответ на неё. Но это не так. В большинстве ситуаций мы делаем выбор, а это уже не рефлекс, а навык или умение.

Каждый раз, когда ситуация меняется мы делаем много шагов выбора - тормозить/не тормозить, перестраиваться/не перестраиваться, ускоряться или нет и тому подобное. Даже если на это уходит у нас мало времени и нам кажется, что мы действуем механически, это потому что мозг просто находит подходящий шаблон (паттерн) в нашей памяти, быстро его проверяет и применяет, либо отбрасывает и так по кругу.

⠀🚙

Безусловных рефлексов мы не касаемся потому что они к вождению не применимы ввиду того, что такой деятельности на заре нашего становления просто не было. А для их изменения нужно ну очень много времени.

2️⃣Одно лишь наблюдение тоже не решает всех проблем. Мало увидеть ситуацию, нужно еще подобрать под нее правильные управляющие действия. Чем больше арсенал этих действий и чем прочнее они наработаны (сформированы в навыки), тем проще и быстрее вам выуживать их из своего багажа навыков.

⠀🚙

Конечно, не каждый навык нужен обычному водителю. Например, послать автомобиль на 150 км/ч в занос, продержать его в длинном повороте, а потом переложить машину в другую сторону с другой скоростью и на другой угол для входа в следующий поворот - это вам на обычной дороге НИКАК не поможет.

⠀🚙

А вот, скажем:

-своевременно заметив поворот, сразу его оценить и выстроить все действия в цепочку “притормозить, переключиться, стабилизировать автомобиль, осмотреться по зеркалам, направить взгляд в поворот, плавно пройти поворот рулем и газом, вытянуть автомобиль из поворота”.

или

- увидев вдалеке светофор, с нужной вам, стрелкой, “оценить ситуацию в соседнем ряду, включить поворотник, проверить зеркало и слепую зону, перестроиться, тормозом подобрать такую скорость, чтобы не стоять, а проехать на зеленый, проверить зеркала, выполнить маневр” и т. д.

Это те навыки, которые жизненно необходимо усвоить любому водителю. Если вы хорошо наблюдаете, но слабо владеете техникой управления или вы контраварийный бог, но плохо видите дорогу - это одинаково опасно для вас и окружающих.

Но вот какой вопрос все еще остался без ответа - нужны водителю какие-то рефлексы? Безусловно нужны - всего два

1. Рефлекс подумать, прежде чем сделать?

2. Рефлекс проверить, а так ли сейчас это нужно и безопасно?

Они помогут вам не только в ситуациях связанных с вождением. Для остального хватит и формы навыка)

Этот же пост вы можете прослушать в виде подкаста на Яндекс Музыке

Если понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, читайте другие материалы - здесь еще много интересного :-)

Для записи на занятия и обратной связи заходите сюда

А каких навыков не хватает вам?