Установка человека в психологии, что это такое? Определение и тезисы. Эксперимент Узнадзе. Оптимизм и смыслообразование. Когнитивный консонанс. Функции.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами продолжаем изучать психологию личности и рассмотрим еще один психический феномен под названием "Установка".
Блок 1. Установка. Определение и тезисы.
Установка – это занятая субъектом позиция, преломляющая восприятие мира, которая характеризуется определенным дифференцированным отношением к собственным целевым результатам, сопровождается ожиданиями, внутренней мобилизацией и готовностью к осуществлению деятельности в виде намерения.
Основные тезисы.
- Установка находится в базисе целепостановки.
- Установка предполагает осуществление действий.
- Целевое действие определяется установкой.
- Установка всегда эмоционально окрашена.
- В основе установки присутствует ключевое (опорное) убеждение или верование.
- Установка — это предварительная готовность к целевому поведению.
- Установка может не осознаваться субъектом, носить скрытый характер.
- Установка соотносится с двумя мотивами: движение к удовольствию и движение от боли.
- Установка сцеплена с ожиданиями, прогнозом, видением.
- В основе установки находятся стереотипы (двигательные, когнитивные, эмоциональные, социальные).
Блок 2. Установка. Эксперимент Д. Н. Узнадзе.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб: Питер, 2001. - 416 с. ) в течении своей научной карьеры серьезно занимался данной тематикой. Так в эксперименте испытуемым давали в каждую руку по шару. Один из шаров всегда был тяжелее и его давали каждый раз только в одну руку. Осуществляли серию из нескольких подобных вручений, после чего внезапно в каждую руку давали шары одинакового веса, при этом испытуемые не знали этого обстоятельства, и для них ничего не поменялось в восприятии, по-прежнему, в одной руке шар воспринимался тяжелее другого. Не смотря на тот факт, что в действительности шары были равными по весу и объему. Испытуемые помнили, что тяжелый шар всегда был в одной руке, и это воспоминание оказывало решающее воздействие на восприятие, искажая реальность.
Блок 3. Установка. Оптимизм и смыслообразование.
Установки в жизни человека играют важную роль. Благодаря установкам, человек конструирует свое поведение. Установки в основе своей имеют убеждения и верования личности. Субъект склонен рассматривать будущее, как возможность для себя извлечь, получить, сохранить доступ к целевым ресурсам. Можно привести примеры установочного отношения человека, связанного с оптимизмом и уверенностью в реализации целей.
- Установка сотрудника компании ходить на работу предполагает получение 2 раза в месяц заработка и дополнительно премий.
- Установка студента сдать успешно сессию связана с целью перейти на следующий курс.
- Установка ребенка быстрее стать взрослым предполагает убеждение, что когда он вырастет, то сам будет принимать решение съесть за раз килограмм конфет.
- Установка ученого разработать концепцию предполагает стремление получить подтверждение общественности и обрести истинное понимание.
- Установка бизнесмена тяжело трудиться связана с намерением получить прибыль.
Подобный оптимизм в ожидании достичь цель способствует смыслообразованию. Благодаря оптимистическим прогнозам и установкам человек склонен заниматься той или иной деятельностью. При отсутствии оптимизма у индивида теряется внутренний смысл последующих поступков, и поэтому субъект избегает такого рода деятельность. Даже в тех случаях, когда человек рассуждает, как пессимист и у него негативный прогноз оценки собственных поступков или действия со стороны «СВОИХ», то в действительности он также оптимистичен в своем пессимизме, т.е. рассчитывает получить пусть и негативный результат, который подтвердит его убеждения – верования.
Пример.
- Если учащийся плохо подготовился к экзамену и его установка правдивая, а не замаскированная для «социума», что он наберет низкий балл, то он проявляет оптимизм в своем пессимизме. При этом на экзамене существует небольшой процент вероятности, что оптимизм пессимиста окажется не подкреплен окружающей средой и на экзамене ему удается набрать высокий балл. Отсюда порой возникают верования у учащихся, что при отсутствии готовности судьба дарит «подарки» в форме легких билетов, а при тяжелой упорной работе судьба «наказывает» низким баллом. Это верование может стать основой установки впредь не готовиться упорно к сдаче экзамена.
Оптимизм человека связан как с получением доступа к одним ресурсам, так и с неполучением доступа к другим ресурсам. Очевидно, что оптимизм далеко не всегда подкрепляется и результаты, полученные людьми, отличаются от установочных. Степень оптимизма предположительно находится в обратной пропорциональной связи с дифференцированностью когнитивной модели мира.
Что понимается под этим?
Чем проще человек относится к явлениям окружающей действительности, с которыми он вступает во взаимодействие, в связи с усеченной когнитивной моделью мира, тем с большим оптимизмом он рассчитывает получить доступ к целевым ресурсам. И соответственно, тем выше вероятность оказаться в итоге без доступа к ресурсам.
Подобная идея может противоречить бытовым примерам из жизни, единичным событиям. Однако на протяжении длительного периода и многократных жизненных ситуациях это находит свое подтверждение.
Чем более выражена дифференцировка модели мира субъекта, тем меньше у него оптимизма в получении доступа к целевым ресурсам, что в итоге приводит к пересмотру своих установок, их корректировке и как следствие получении доступа к большинству целевых ресурсов. Знаменитая фраза: «У меня все под контролем», - являющаяся верхней планкой оптимизма свидетельствует о «размытой» картине мира, отсутствии понимания большого количества разграничительных признаков. Что в итоге нередко заканчивается полным фиаско. Стоит заметить, что с уровнем развития умственных способностей вероятность использования такой фразы человеком заметно снижается.
Причиной, порождающей оптимизм, является уверенность в истинности собственной виртуальной модели будущего. Человек пребывает зачастую в иллюзии того, что он знает, как будет работать система.
Блок 4. Установка. Когнитивный консонанс.
В основе установок человека присутствует определенная логика, однако законы подобной личностной логики порой отличаются от законов формальной логики.
Прочитать статьи про формальную логику можно по ссылкам:
Психологи выделяют явление под названием когнитивный консонанс. Это внутренняя согласованность человека по конкретному вопросу. Это последовательная и непротиворечивая аргументация человеком своего выбора, как это понимает сам субъект. Это ответ на вопрос для самого себя: «Почему я так думаю, действую, ожидаю получить конкретный результат».
Если ход рассуждений человека по определенному вопросу будет анализировать искусственный интеллект с встроенным абсолютно точным блоком законов современной математической логики, то выводы окажутся для наблюдаемого неутешительными. Структура внутренних рассуждений человека чаще всего наполнена противоречиями и рассогласованиями. Но незнание проблем с логикой создает иллюзию и порождает установки с «битыми пикселями». Более того, даже знание о допущенных логических нарушениях не означает, что человек решит отказаться от своих неточных убеждений и верований, а значит предпосылки установок окажутся прежними.
Вместе с тем вряд ли будет справедливой критика отдельно взятого человека его установок, допустим по вопросу защиты от коронавируса COVID—19, когда убеждения оппонента могут просто не совпадать с нашими убеждениями. Уверенность в безупречности своих установок не является свидетельством безупречности математической логики в основе собственных установок. Если у человека присутствует самокритика и он допускает собственные заблуждения, то он открыт для новой информации. Если человек категоричен и верит в информацию, присутствует верование, то его установки трудно изменить и это путь к радикальным поступкам.
Что такое верования (не религиозная вера) можно прочитать здесь: Верования человека. 13 фактов. 7 примеров! Психология для непсихологов.
Узнать подробности про убеждения человека здесь: 10 топ-приемов, как изменить убеждение человека в переговорах!
Блок 5. Установка. Функции.
5.1. Инструментальная.
Установка с целью получить ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ и избежать ПРОБЛЕМЫ. Человек использует установки в прагматических целях, в своей обычной жизни. Установка взять сковородку с горячей плиты за ручку с термоизоляцией помогает избежать ожоги. Установка пожарить в сковородке яйца способствует избавлению от голода.
5.2. Информационная.
Установка знакомиться с новой информацией определенным образом (чтение книг, просмотр новостных агрегаторов и видео-каналов в инете) с целью научиться делать что-то новое или просто расширить свой кругозор.
5.3. Ценностная.
Установка помогать свои друзьям, если они оказались в беде, отражает ценностный характер таких установок. Система ценностей, моральные установки решающим образом влияют на характер поведенческих и эмоциональных реакций.
5.4. Защитная.
Установка не вступать в открытый конфликт с очень агрессивным человеком позволяет сохранить здоровье и даже жизнь. Установка защищать свои интересы при столкновении с административной системой позволяет сохранить свой статус-кво. Установка обижаться на вербальную агрессивную атаку близкого человека позволяет уменьшить глубину разрушающего воздействия на структуру своей личности. Установка и психологические защиты тесно взаимосвязаны.
Прочитать статью про психологические защиты можно по ссылке: 52 фразы психологической защиты!
5.5. Социальная.
Установка быть частью группы «СВОИ» играет крайне важную роль в социализации общества. Принадлежность к «пещере», кланам, государствам, нациям, командам, а также прочим большим и малым группам по определенным признакам позволяет личности проводить самоидентификацию и проявлять смысл своей жизни. Благодаря социальным установкам мы находим себе место в обществе, род занятий, компанию людей, разделяющих наши интересы.
И в заключении, установка может быть неосознаваемой. Когда субъект на основании прошлого реального опыта, вытесненного в подсознание, а в некоторых случаях, на основании искаженных следов памяти, когда происходит реконструкция прошлых событий, готов действовать определенным образом, совершать поступки в определенном направлении. При этом наличие такой неосознаваемой установки предопределит будущую деятельность человека, а субъект будет рационализировать ситуацию и подбирать подходящие объяснения. Надо ли говорить, что это будут ложные объяснения, и сам человек будет в неведении относительно данной лжи.
Тема про установки мной не раскрыта полностью в данной статье, потому что есть ограничения по формату, и если у Вас остались вопросы, то пишите в комментариях, с удовольствие на них отвечу!
Если против Вас применяют манипуляции и агрессию, то разработаю для Вас, как стратегию, так и тактику борьбы с манипуляторами и агрессорами! Подготовлю для Вас конкретные фразы и модель поведения, Что говорить и Как себя вести! Подробности на моем сайте https://psychologist.yakimovvlad.ru/
Посмотреть видео
Друзья, ставьте лайки, добавьте позитива в жизни! Пожалуйста поделитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Подпишитесь на меня для того, чтобы на постоянной основе получать доступ к полезной и умной информации в области психологии и переговоров! С Вами был Владислав Якимов.