Найти тему
aeru

Тотальное одиночество королев. 3 костюмных драмы о дворцовых интригах

Сирша Ронан в образе Марии Стюарт. кадр из фильма Две королевы
Сирша Ронан в образе Марии Стюарт. кадр из фильма Две королевы

Королева всегда одинока. Таков лейтмотив этих трех замечательных фильмов. Конечно, теперь все иначе, да и королев стало заметно меньше, и живут они без особых хлопот.
А тогда им действительно нелегко приходилось.
Причем начиная с самого нежного возраста.

Особенно в отсутствие крепкого мужского плеча. Это в сказках рядом с королевой часто любящий король и надежная свита. В жизни было далеко не всегда так.

Три отзыва на просмотренные фильмы.

***************

1. Обмен принцессами
L'échange des princesses (2017, режиссер Марк Дюген)

кадр из фильма Обмен принцессами
кадр из фильма Обмен принцессами

Франция, 1721 год. Блестящая идея - помирить свое королевство с Испанией путем матримониальных связей - пришла в голову французскому регенту.
В обеих странах есть принцессы-невесты и принцы-женихи. Правда, обе невесты маловаты, но если в те времена девочка 12 лет вполне могла быть выдана замуж, то четырехлетку могли разве что отдать в чужую семью, чтоб привыкала. Итак, в Испанию поехала 12-летняя дочка регента, довольно строптивая и надменная
Луиза Элизабет Орлеанская (Анамария Вартоломей), а во Францию - ясноглазая малышка Мариана Виктория де Бурбон (Жюлиан Лепоро).

И если с Марианой жизнь не была слишком уж жестокой, то Луиза, успевшая даже примириться со своей участью и проникнуться чувствами к своему суженому, слишком быстро оказалась ненужной в новой стране.

Живописное, но в итоге невеселое кино. Впрочем, в нем немало интересных и забавных эпизодов, а также тот момент, когда если уж королеве суждено выйти замуж по расчету, внезапно может нагрянуть и более нежное чувство. Жаль, не всегда к добру.

***************************

2. Две королевы
Mary Queen of Scots (2018, режиссер Джози Рурк)

промо-фото к фильму Две королевы
промо-фото к фильму Две королевы

18-летняя Мария Стюарт (Сирша Ронан), став вдовой французского короля, возвращается в родную Шотландию. В это время (1561 г.) Англией правит ее кузина Елизавета (Марго Робби).
Две королевы, правящие по соседству, являются соперницами - Мария считает, что по рождению у нее больше прав на Англию, и хотя не собирается напрямую свергнуть Елизавету, а хочет просто закрепить свое наследственное право в случае, если Елизавета проживет меньше нее или, например, для своего потомства - потому что Елизавета не замужем и детей пока не предвидится, а ей, Марии, ну очень хочется того и другого, да поскорее.
Формально коллеги пытаются установить мирное соседство и обмениваются портретами, но у каждой есть условия мира, которые другую не устраивают. Их судьбы, долгие отношения по переписке, а также поздняя тайная встреча, стали основой сюжета.

В общем-то считается, что на самом деле все было не совсем так, как в фильме. Тем не менее, получилось немного пунктирное, но очень чувственное повествование о том, что королевам почти никогда не удавалось жить так, как хотелось бы.
Особенно в сложные времена войн, заговоров, предательств, манипуляций и религиозных противостояний.

Если Марго создала многогранный противоречивый образ сильной женщины, способной нарушить свое слово по только ей ведомым причинам, то у Сирши получилась не менее величественная особа, но достаточно простая в общении с близкими, любящая развлечения, желающая иметь сердечные отношения и крепкую семью. Но ей выпало столько предательств и обманов, что осталось только с достоинством пройти последнее испытание, думая о сыне и его будущем.

Очень неплохой, визуально красивый и изобретательный (почти вся одежда из денима!), аккуратный с физиологией, но не слишком погружающий в переживания фильм. Возможно, потому, что за два часа сложно прочувствовать всю длительную историю этого противостояния вкупе с условиями, в которых росла каждая героиня, немало сказавшимися на их мировоззрении. Мотив одиночества демонстрирует каждая из королев - но у Марии оно явно сыграло гораздо большую роль.

*****************

3. Фаворитка
The Favourite (2018, режиссер Йоргос Лантимос)

кадр из фильма Фаворитка
кадр из фильма Фаворитка

Начало 18 века. У английской королевы Анны (Оливия Коулман) жизнь непростая и грустная. Мужа больше нет, в прошлом попытки родить наследников обернулись семнадцатью провалами. От каждой попытки у Анны завелось по кролику, они помечены именами и памятными датами детских душ. Подагра и нервные расстройства дополняют печальный образ этой некрасивой капризной женщины.

Фаворитка, подруга и советчица Анны
Сара Мальборо (Рэйчел Вайс) хладнокровна, цинична, терпеть не может кроликов и своей решительностью спасает Анну от хандры, став незаменимой днем и ночью, попутно освобождая королеву от необходимости самостоятельно разруливать политические вопросы.
Из провинции приезжает во дворец
Абигейл (Эмма Стоун), молоденькая родственница Сары, с целью пробиться на любую должность. Начав с кухни, она грамотно втирается в доверие к королеве. Хрупкая девушка демонстрирует острые зубки, пробивной характер, бесстрашие и еще больший цинизм, чем у Сары.

А что Анна? Ей приходится вести соответствующий образ жизни, проводить собрания и мучиться от боли.
Кто ее лучше успокоит, полечит, приласкает, та и хороша.

Пока мы наблюдаем интриги фавориток и их борьбу за обладание телом и душой королевы, сама
Анна демонстрирует такое щемящее внутреннее одиночество, что прямо больно становится. У нее власть, у нее корона, но у нее нет рядом равного ей человека, которому можно бесконечно доверять. Она лишь переходящий приз, за который стоит побороться всеми доступными способами.

Фильм снят без всякого преклонения перед традициями костюмного исторического кино о монарших особах. Нет, формально и декорации, и костюмы выглядят на непридирчивый взгляд сооветственно замыслу.

Но тут нет никакой излишней деликатности, расшаркивания, церемоний и подавляющей роскоши. Все эти дворцовые финтифлюшки, в изобилии украшающие залы и анфилады, сняты камерой, которая плевать хотела на величие и монументальность.
Придворные, встречающие друг друга в коридорах и на парковых дорожках, могут друг другу и ножку подставить, и в траншею спихнуть.

Мы видим изощренно-подлую закулисную жизнь, какой она могла бы быть, а может, и была - фильм хоть и неточно, но основан на реальных событиях.

******************
Также можно почитать:
старый фильм про
Софию Доротею Ганноверскую
фильм Аббатство Даунтон
*****************

Смотрели эти фильмы? Какое кино о королевских интригах вам по душе?Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.