В режиме офисной работы с 9 до 18 сотрудникам приходится минимум 6 часов проводить за компьютером. Остальное время уходит на совещания, перекусы, перекуры, общение с коллегами, соцсети и т.п.
При этом вечные дедлайны заставляют сотрудников быстрее выполнять работу, что ведёт к утомляемости, перегрузке нервной системы и выгоранию.
Каждый сотрудник по своему борется со сжатыми сроками выполнения задач и сопутствующим напряжением. Ситуация отягощается, когда, помимо рабочих вопросов, приходится параллельно решать домашние проблемы – удаленно, по телефону, что отнимает время и приводит к ещё большему внутреннему дисбалансу.
Даже находясь в окружении десятков и сотен коллег, сотрудники чувствуют себя одиноко.
Интроверты закрываются в своей «скорлупе», фокусируясь на работе. Экстраверты сжигают энергию трудоголизмом и поиском продуктивного общения.
Крайне редко сотрудники могут помочь себе сами. Обычно у них нет ни времени, ни прав, чтобы что-то изменить в своей офисной жизни. Да, они могут зависать в гаджетах во время работы, переписываясь с родственниками, друзьями и знакомыми. Да, они могут бродить по офису в поисках такой же одинокой души, чтобы пообщаться. Но в целом этим и ограничиваются возможности самого сотрудника.
Именно здесь на помощь должен прийти руководитель. Да, он может быть таким же одиноким и застрессованным. Но у него есть ресурсы, чтобы изменить ситуацию к лучшему. На самом деле идеи трансформации часто лежат на поверхности.
Например, управляя департаментом, я регулярно стремился разрывать монотонные шаблоны деятельности коллег– работа за монитором, переговоры, совещания, и снова по кругу. А если добавить к этому ежедневные забеги по маршруту «дом-работа-дом», то становится ещё печальнее.
Какие изменения может внести руководитель в офисную жизнь?
1. «Все на выход». Вы можете отправить всех или часть сотрудников в «поля», например, чтобы: пообщаться с клиентами вживую, а не по телефону, посмотреть, как продается ваш товар, если вы работаете в оптовой или розничной компании, или как оказана услуга, если вы трудитесь в сервисной организации и т.п. Если сотрудник эффективно выполнил задачу, то его можно «выгнать» из офиса до конца дня в качестве поощрения. Если коллегам не хватает креатива или полезных идей, то это тоже повод отправить их на поиски вне офиса.
2. Разминка мозга. Другим способом перезагрузки является решение загадок, головоломок и т.п. Как организовать? Поставить в офисе стол и выложить на нём различные мозгоёмкие предметы типа кубика рубика, паззлов, мини конструкторов и т.п. Любой сотрудник может в течение рабочего дня подходить к этому столу и проводить время с этими вещами, отвлекаясь от работы. Также можно отправлять к этому столу коллег, у которых зашкаливают эмоции. Очень важно регулярно обновлять предметы на чудо-столе. Можно проводить соревнования, кто быстрее соберет или разберёт какой-нибудь предмет.
3. Стань боссом. Здесь всё просто – наделите сотрудника полномочиями и отправьте вместо себя на собрание, совещание, мероприятие, встречу. Временно повысьте его статус. Обычно это приводит к приятному возбуждению со стороны сотрудников. Им нравится быть боссом.
4. Книги. Если в вашем офисе ещё нет корпоративной библиотеки, то настало время создать её. Принесите из дома или купите 15-20 книг по саморазвитию, а также на темы, связанные с деятельностью компании, и поставьте их на полку в офисе. На каждом собрании отдела сообщайте коллегам, что конкретно они могут узнать из определенной книги на полке. Рассказывайте им о том, как та или иная книга помогает именно вам. Постарайтесь раскачать их, заинтересовать книгами. Если у вас есть возможность, то разрешите читать книги по 30 мин в день в рабочее время. Помимо этого, рекомендуйте книги, которых нет на офисной полке. Поделитесь ТОП 20 книг, которые произвели на вас сильное впечатление. Вы можете периодически высылать коллегам книги в электронном виде. Чтение снижает стресс, развивает кругозор, формирует новые темы для разговоров.
5. Неформальные встречи могут проходить в формате кофе-брейка или обеда. Руководитель платит. Это отличная возможность приватно обсудить проблемы и успехи конкретного сотрудника, направить его деятельность в нужное русло, замотивировать. Вы можете выделить определенный процент от своего оклада на эти цели. Подобная инвестиция окупается.
6. Раздача образцов и их тестирование. Если деятельность вашей компании связана с производством или торговлей, то вы можете тестировать образцы продукции своей компании для изучения потребительских свойств, например, хозяйственные товары или продукты питания. Работая в торговой компании, мы раздавали образцы сотрудникам как своего, так и смежных отделов. При этом я всегда старался подключить к раздаче образцов самого утомлённого или демотивированного, по моему мнению, сотрудника отдела. Помимо раздачи образцов товаров, он также должен собрать у коллег отзывы по свойствам этих товаров. Представьте, что вы работаете в отделе кадров, логистики или бухгалтерии и к вам подходит сотрудник другого отдела с конфетами, печеньем, напитками и просит продегустировать и через пару дней рассказать, насколько всё это съедобно. Поверьте, я не слышал ни об одном отказе. Более того, «даритель» становится желанным визитёром в дальнейшем. Его всегда рады видеть в других отделах, даже если он приходит с пустыми руками.
7. Час Х. Это особый секретный тип собрания отдела. Смысл в том, что данная встреча проводится неформально раз в месяц и имеет свободную повестку. Вы можете за пару недель до начала поставить в календарь отдела совещание «Час Х» и попросить коллег высылать вам вопросы для обсуждения. Любые вопросы. О чём угодно. То, что их волнует. Я предпочитаю проводить эти собрания в большом помещении, например, конференц-зале, где сотрудники могут комфортно разместиться по кругу. Круговая рассадка подчеркивает неформальность встречи. Какие темы обсуждают сотрудники?
Приведу несколько примеров:
· Как бороться с эмоциональным выгоранием
· Что такое эмоциональный интеллект
· Если появились проблемы, правило – не скрывать, сообщать сразу
· «Звездная» болезнь сотрудников и как её вылечить
· Перекуры. Что думает руководство и их влияние на эффективность работы
· Зависание в соцсетях, мессенджерах и прослушка музыки в рабочее время
· Опоздания на работу
· Увольнение сотрудников
· Карьерные перспективы
· Изменение мотивации
Подобные собрания обычно проводятся бурно, эмоционально, но уважительно. Помимо интересных, полезных идей, часто сотрудники делятся негативом, обидами, которые свидетельствуют о разрыве коммуникаций. Выплескивание эмоций имеет положительный терапевтический эффект, позволяет руководителю диагностировать проблемы и наметить способы их решения совместно с коллегами.
Способы борьбы с рутиной и стрессом выше можно чередовать еженедельно, применять периодически к разным сотрудникам. Конечно, очень важно, чтобы добрые намерения не мешали основной работе команды.
В итоге вы получаете здоровый эмоциональный климат в коллективе. Приход в офис становится не попадаем в ад, а местом, где ты можешь быть человеком, которого уважают и о котором заботятся.
А какими способами вы боретесь с рутиной и стрессом в офисе? Поделитесь опытом.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.