Найти тему
6000 миль до Голливуда

Призраки войны

Оглавление

(Ghosts of War, 2020, Великобритания)

Да, вы правы: рядовые Райаны нынче уже не те...
Да, вы правы: рядовые Райаны нынче уже не те...

Когда Эрик Бресс, творец единственного, но гениального фильма, до сих пор входящего в Топ-250 Кинопоиска ("Эффект бабочки", 79 место), вдруг после 17-летнего перерыва выпускает свою вторую режиссёрскую работу, это обещает стать событием. Если не эпичным, то как минимум заметным, не правда ли?

Увы - неправда.
Особой шумихи в преддверии мировой премьеры "Призраков войны" не наблюдалось. Их реклама изо всех интернет-щелей не пёрла, и в горячих новостях того же Кинопоиска об этом ни гу-гу; зато 10-летие выхода нолановского
"Начала" там не забыто.
Обидно? Да, в общем-то, кому как. Эрик Бресс наверняка покусывает себе локти, а вот зритель уж точно нет.

Зато с Билли Зейном как раз всё ясно. Его телефон нынче в закладках у всех создателей трэш-гонева.
Зато с Билли Зейном как раз всё ясно. Его телефон нынче в закладках у всех создателей трэш-гонева.

Начать с того, что вторая лента Бресса и близко не дотягивает до "Эффекта бабочки". Абсолютно по всем критериям. И кабы не типа "вот-это-поворот!" в развязке, который в 2010-х не шокирует даже впечатлительных барышень, "Призраки войны" и вовсе стали бы бледной тенью недавнего дно-хоррора "Оверлорд", хотя, казалось бы, куда ещё бледнее?
Ан нет! Было бы желание, а плинтус для убийства собственных идей всегда найдется!

Итак, на сей раз на вашем экране Вторая мировая, и пятеро американских солдат, бредущие по прифронтовой полосе где-то во Франции. Идут они, правда, не спасать очередного рядового, коему объявили досрочный дембель, а с более прозаической целью. Как то: сменить караул в неком замке, откуда недавно смылось командование гитлеровской армии. А потом - нести охрану объекта, пока не прибудет следующая смена.

Короткие дорожные приключения и стычка с фрицами дают понять: цинизм, жесткач и кровища в кино будут честные. Однако, едва герои добираются до замка, как сюжет начинает нести форменную околёсицу, на что изначально ничто не намекало.

Чтобы вы вдруг не опознали в этом якобы французском дворце болгарский дворец Врана (см. Википедию), с помощью цифровой магии ему подрисовали чужую крышу.
Чтобы вы вдруг не опознали в этом якобы французском дворце болгарский дворец Врана (см. Википедию), с помощью цифровой магии ему подрисовали чужую крышу.

Сменяемый караул выглядит явно напуганным и рвётся отсюда уехать, но чем встревожены эти бойцы, они упорно не говорят. Почему? ПАТАМУШТА, блин!
То есть всё элементарно: без чёткого доклада караула об обстановке у новой смены есть законный повод не принимать пост - хрен знает, что тут до неё натворили! Но наш квинтет то ли чересчур добр, то ли пофигистичен, то ли туп (последнее вероятнее всего), и, помахав соратникам ручкой, заступает на дежурство. Думая при этом: ай, да ладно, сами разберёмся в местных непонятках, авось, никто при этом сдуру не помрёт.

Дальнейшее поведение вроде бы опытных (пусть и молодых) солдат вовсе не отличимо от поведения каких-нибудь бандитов или мародеров. Разбрестись по замку, напиться, порыться в трофеях, которые тебе велено стеречь, побросать оружие и завалиться дрыхнуть где попало - всё аккурат по уставу караульной службы, чо! Мы ж тут не хухры-мухры разводим, а бывший штаб целой вражеской армии охраняем, мля!

Ну а когда в замке начинает твориться чертовщина, тут и вовсе хоть берись за рубильник и туши свет. Ведь если наши вояки и в спокойное время пороли горячку, то в неспокойное их логика сказала полный "нихьт". Так что остаётся лишь наложить на их беготню саундтрек "Ералаша" и сунуть в микроволновку новую порцию попкорна.

Эй! Это у героя последствия хронической бессонницы, а вовсе не то, о чём вы подумали!
Эй! Это у героя последствия хронической бессонницы, а вовсе не то, о чём вы подумали!

Впрочем, все эти дикие нестыковины можно отчасти объяснить вышеупомянутым "вот-это-поворотом" в последней трети картины. Вот только сам по себе он - главный её эпикфейл и позорище Бресса-сценариста.
Не буду спойлерить, опишу на отвлеченном примере, как это выглядит. Представьте себе, что искусанному собаками человеку, лежащему на больничной койке, безостановочно крутят ужастики об акулах и крокодилах. И не злой шутки ради, а в качестве психологической терапии. На этом же уровне клинического идиотизма находится и развязка "Призраков войны", а также мотивация кое-кого из их героев.

Причем заметьте: это кино не веселый трэшак в духе Роберта Родригеса. Оно всерьёз претендует на душераздирающую драму о фатальных жизненных ошибках и покаянии. А то, что вы принимаете тут за клоунские гримасы, на самом деле, по мнению Бресса-режиссера, трагические маски, смеяться над которыми грешно и неуместно.

***

В общем, красноречивый путь творческой деградации от гения до халтурщика, пройденный создателем "Эффекта бабочки" за последние 17 лет.
Именно это и есть главная трагедия "Призраков войны", а вовсе не их сюжет с убогими бу!-страшилками и прочими клише полувековой давности.

Трейлер фильма: