(Overlord, 2018, США)
Хотите дружеский совет, как за те два часа, что вы решили посвятить "Оверлорду", побывать в аналогичной фантастической вселенной, но получить от неё на порядок больше впечатлений? Просто зайдите на YouTube, отыщите там прохождение видеоигры Wolfenstein 2009 года (но не более поздние версии - в них совсем другое время/место действия и антураж), тыцайте кнопку плеера и наслаждайтесь просмотром. Только выбирайте видео с обычным прохождением, а не стрим (забег игрока по сюжету игры на скорость), со всеми обязательными заставками-роликами между игровыми миссиями. Ну а если хотите ещё большего взрыва эмоций, что ж, тогда ознакомьтесь с самой игрой - почему бы и нет, в своем жанре она одна из лучших.
Короче говоря, сделайте так или этак, и уверяю вас: никакой "Оверлорд" вам будет потом даром не нужен. Потому что даже в сравнении с Wolfenstein десятилетней давности он кажется вконец примитивным и безыдейным. Да что там - герои этого шутера, виртуальные болванчики, выглядят гораздо более яркими и харизматичными по сравнению с фанерно-никакими участниками сего кинотрешака, снятого австралийцем Джулиусом Эйвери за 38 миллионов американских денег.
За обычных зрителей не отвечу, но поклонники компьютерных шутеров Medal Of Honnor, Call Of Duty и, конечно, вышеназванного Wolfenstein, будут на сеансе "Оверлорда" изнывать от скуки. И вспоминать, как много-много раз они проходили в своих любимых играх схожие миссии и участвовали в подобных кат-сценах.
Вот летящие ночью на самолёте американские десантники собираются десантироваться в Нормандии накануне пресловутого "Дня Д". Всяк знаток шутерной классики в этом месте уже зевает: "Ага-а, сейчас они попадут под зенитный огонь, их самолет собьют, они выпрыгнут прямо из горящего фюзеляжа и всех выживших разбросает по округе... Как же, знаем! Ещё 15 лет назад такое проходили". Совершенно точный прогноз.
Далее тоже не происходит ничего оригинального. Остатки десанта рыщут по ночному лесу, мало-помалу сбиваясь в отряд. Над ним берёт командование старший по званию, капрал Форд, который решает, несмотря ни на что, продолжать боевое задание. А именно - бойцам надо добраться до одной из фашистских радиовышек и взорвать её, нарушив тем самым вражескую связь перед завтрашней высадкой американской морской пехоты.
Иными словами, типичное Call Of Duty продолжается. Герои ныкаются в кустах от фрицев, забредают на минное поле, вновь несут потери и в итоге натыкаются на местную испуганную девчонку, собирающую в лесу... нет, не хворост, а часы, золотишко и прочие ништяки, которые обычно дарят мародерам солдатские трупы. А поскольку отряд Форда был покамест жив, вместо того, чтобы пожертвовать девчонке свои карманные ценности, он зачем-то за ней погнался. После чего - вуаля! - случайно прибежал аккурат в нужную деревню. Ту самую, на чьей окраине торчит искомая диверсантами вышка.
Мародерка, к счастью, оказалась союзником, поскольку сама ненавидела оккупантов. И, приютив у себя десантников, стала практически членшей их группы - можно сказать, консультантом по тактической обстановке. Ну а дальше Call Of Duty закончился и начался 100% Wolfenstein, поскольку вскорости выяснилось, что с радиовышкой не всё так однозначно. И что под нею находятся какие-то секретные подземные лаборатории. Куда постоянно сгоняют местных жителей и подвозят с фронта солдатские трупы. А жители после экскурсий по тем лабораториям либо исчезают навсегда, либо становятся настолько не фотогеничными, что "экскурсоводы" из жалости сжигают их из огнемёта вместо того, чтобы отпускать обратно по домам пугать родных и близких (за редким исключением).
И - понесла-а-ась звезда по голливудским кочкам...
Пересказывать до конца эту историю не буду - а вдруг вы всё -таки отважитесь угробить на неё свой вечерний досуг? Добавлю лишь, что главная её проблема не в том, что она лишь бледная калька сюжетов популярных видеоигр про истребление фрицев, как обычных, так и мутировавших. Больше всего "Оверлорд" удручает абсолютной предсказуемостью всех своих шаблонных ситуаций, из-за чего вы почти гарантированно знаете, что именно должно произойти в следующий момент.
Никакого саспенса и шокирующих поворотов в картине нет. Единственное, в чём режиссёр Эйвери ещё более-менее подкован, так это в экшене. "Боёвка" у него и впрямь резкая и техничная, пусть даже с фонтанами самой дешевой "компьютерной" крови. Вот только общую скуку фильма стрельба, беготня и драки никак не разгоняют. И, глядя на них, я не раз подумал о том, а, может, нафиг забить на "Оверлорда" и пойти лучше какой-нибудь шутер поюзать?
***
В общем, классикой жанра "Оверлорду" при всём усердии не стать. Для боевика он чересчур незамысловат и вторичен, а для хоррора слишком уж часто играет в поддавки, подмигивая зрителю: эй, чувак, сейчас я буду тебя пугать - ты готов? Последний же гвоздь в крышку его прокатного гроба вбило полное отсутствие в нём узнаваемых актёров. А та безвестная "пехота", которую наняли мельтешить перед камерами, делает свою работу ровно настолько, насколько ей заплатили. То есть явно пропила свои гонорары в первый же день, а потом особо и не напрягалась.
Провал? Бесспорный. И кассовый неуспех "Оверлорда" - последнее красноречивое тому свидетельство.