Всем добра и красоты! Продолжаю рассказывать о своих любимых фильмах. И сегодня разберём такое "эстетическое" кино, как "Раба любви", снятое Никитой Михалковым, и вышедшее на экраны в 1976-м году. Почему мне так нравится эта история? Во-первых: она о кинематографе, искусстве и талантливых людях, которые существуют в период Гражданской войны. Во-вторых: сильная режиссёра работа и талантливая актёрская игра. Почти каждый эпизод символичен. В-третьих: музыка Эдуарда Артемьева и вокал Елены Камбуровой, без которых атмосфера фильма не была бы такой нетипичной, лёгкой и драматической, когда это нужно. В-четвёртых: костюмы героев и реквизиты.
Осень 1918 года. В Москве, занятой большевиками, сыро и дождливо. На Юге России, где пока ещё солнечно, тепло и жизнерадостно, власть принадлежит деникинцам. Группа кинематографистов снимает очередную немую "фильму" с участием кинодивы Ольги Вознесенской. Никто из съёмочной группы особенно не старается вникнуть в последствия перемен, произошедших в их родной стране. В перерывах между дублями дамы и господа пьют шампанское, рассуждают о своих судьбах, с грустью вспоминают былые успехи и счастье. Спасение своё и возможность жить, как и прежде, они видят только в эмиграции в Париж, осознавая, что здесь "им больше некуда спешить".
Звезда немого кино Ольга Вознесенская - двадцативосьмилетняя хорошенькая женщина ( прототип-Вера Холодная). Не очень похоже, что она обладает каким-то серьёзным драматическим талантом, но гармонично вписывается в свою профессю, а зрители её просто обожают. Хотя Ольга и вдова, она всё равно избалована хорошей жизнью. Поэтому-то она такая мечтательно-инфантильная, "вознесённая" особа. Но и это не мешает ей понять, что всё происходящее на киносъёмочной площадке пошло и бессмысленно, и Ольгу одолевает скука, она чувствует, что опустошена.
Ольге хочется испытать и прочувствовать что-то новое, а то, чем она занимается, давно уже не радует её. Возможно, по этой причине она сначала увлекается оператором Виктором Потоцким, а впоследствии и его подпольной революционной деятельностью, кажущейся ей такой романтичной, но не такой опасной.
Есть в фильме одна замечательная сцена, одна из ключевых, где Виктор пытается объяснить Ольге, что её привычный мир уже "схвачен за горло", вот-вот рухнет. Она должна понять, что такой, как прежде, приятной и радостной её жизнь больше не будет. И вдруг появившийся сильный ветер свидетельствует о неотвратимости грядущих перемен, унося её шарф. Но Ольга не хочет и не может пока этого постичь, лишь только называет Виктора "милым, чудным и непонятным". Она ещё живёт "той" Москвой. И ветер стихает, но это только пока...
Вскоре Ольга становится свидетельницей чудовищного убийства своего возлюбленного Виктора Потоцкого. Его расстреливают прямо посреди белого дня на улице по приказу начальника контрразведки Федотова. Только тогда Вознесенская понимает, какой ужас творится в городе и, вообще, в России. Ольга решает не бежать в Париж, а принять всё, как есть.
Последний эпизод тоже очень символичен. Ольга остаётся одна в пустом вагоне трамвая, уносящего её от погони белогвардейцев. Она беспомощно вопрошает: "Как же это?". А трамвай мчит её в "даль, куда она смотрит с надеждою" ( строка из композиции" Мечта"). И что же ожидает впереди Ольгу и таких, как она?..
Я считаю, что эта лучшая роль Елена Соловей. Только такая актриса смогла раскрыть тот многогранный женский типаж, как Ольга Вознесенская. Спасибо Никите Сергеевичу за такой фильм!
Благодарю за внимание!