Читая о машинах середины прошлого столетия, я наткнулся на интересное приспособление висевшее сбоку снаружи авто. Выглядело оно в стиле футуризма из американских комиксов и напоминало, не то установку для запуска ракет, не то дополнительный двигатель. Решил выяснить, что это за чудо.
На деле всё оказалось проще. Это такой кондиционер. Несмотря на то, что кондиционеры в обычном понимании слова начали уже ставить на автомобили компании Паккард ещё в 1939 году, они не приобрели популярность в силу высокой стоимости и низкой эффективности.
А вот кондиционеры компании Thermador были весьма популярны в США в середине XX столетия.
Принцип их работы основан на феномене скрытой теплоты парообразования. Говоря простым языком, они испаряли воду горячим воздухом, выдавая в салон прохладный увлажнённый воздух.
Чем суше был воздух окружающей среды, тем эффективнее действовал кондиционер. Вот почему кондиционеры были особенно популярны в засушливых юго-западных штатах.
По своему типу они делились на вентиляторные и с естественным током воздуха, и устанавливались обычно со стороны пассажира. Вторые действовали только при движении, испаряя воду набегающим потоком горячего воздуха.
Вентиляторные имели преимущество в том, что могли испарять воду и на медленном ходу и когда автомобиль стоял. От испарителя в салон вели трубки воздуховодов, передавая прохладный воздух и создавая комфорт пассажирам.
И тот и другой тип устройств продавался отдельно и мог быть установлен на машину опционально.
Испарительный резервуар имел объём примерно 3 л, которого хватало в среднем на 150-200 км. Туда и заливалась вода. Подобная технология применялась вплоть до 60-х годов прошлого века, после чего уступила место традиционным системам климатического контроля.
Почитать о том, как и на каких машинах впервые появился традиционный кондиционер, можно в этой заметке.
Спасибо за внимание. И если вам нравится, не забудьте подписаться на канал, чтобы узнавать больше интересного о машинах.