Найти в Дзене
Кони Платона

Выученная беспомощность: пути преодоления

Я как инструктор верховой езды часто сталкиваюсь со страхом ребенка или взрослого перед лошадью, с их неуверенностью в своей способности сделать что-либо. Общение с лошадью предполагает развитие навыка принятия решений и преодоления трудностей. От этого зависит успех человека в обучении.

Некоторые из них (главным образом, дети) лишь изображают попытку надеть уздечку, расстегнуть подпругу, воздействовать лошадь - но чтобы доказать тренеру, что им это не по силам.

Почему это происходит?

Как психология, так и опыт общения с такими детьми показывает, что они часто подвергались достаточно неконструктивной критике.

Они пытались что-то сделать. Им сказали что-то в духе "Заставь дурака молиться - а он будет об стенку биться" и, возможно, после этого делали за него.

Теперь они даже не пытаются что-то делать, преодолеть трудность. Внутренний критик говорит: "Да ты все равно не сможешь".

Если мы усилим его увещеванием в духе "Посмотри, как другие делают, а ты не можешь!" или "Хватит стонать, делай!", человек замкнется и бросит занятия совсем или просто еще раз убедится в своей несостоятельности. То есть, во многом, привычная педагогическая стратегия терпит крах.

-2

Комикс о Мистере Критике, который мешает делать что-либо. Автор - Зернова Юлия. Instagram: sad_postart
Комикс о Мистере Критике, который мешает делать что-либо. Автор - Зернова Юлия. Instagram: sad_postart

Что делать?

Здесь все зависит от степени развитости убеждения в своей беспомощности. Но начинаем с базового - установления доверия с тренером и, в нашем случае, лошадью.

Затем просим человека делать маленькие шаги на пути к трудному действию. После этого даем какое-нибудь поощрительное задание.

У меня занимался мальчик, который на любую просьбу что-то сделать предупреждал "Это будет очень долго", постоянно сам говорил, что делает то или иное упражнение плохо.

Когда я посадила его без седла на пад с ручками, чтобы держаться, и попросила просто держать спину, просто расслабляться и получать удовольствие. Затем попросила сделать упражнение, которое обычно делали в седле. И он его сделал. То есть, необходимо мелкими шагами двигаться к цели и делать акцент на малейшем успехе.

Таких примеров в моей работе достаточное количество. Не всегда человек, испытывающий тревогу перед трудностями, не хочет их преодолевать (хотя, конечно, есть и такие). Иногда ему нужен просто соответствующий подход.

И еще комикс о том, как при общей поддерживающей атмосфере на занятиях трудности  могут быть вполне преодолимы. Автор: Зернова Юлия.
И еще комикс о том, как при общей поддерживающей атмосфере на занятиях трудности могут быть вполне преодолимы. Автор: Зернова Юлия.