Часто, что бы удержать захваченное, требуется гораздо больше чем это самое чужое захватить. Но уже начав, остановится не возможно. Колонии как губки впитывают деньги, ресурсы, жизни и мораль страны. И рано или поздно что-то одно кончается, и тогда всё летит в тартарары. Вот и Италии, так хотелось быть великой колониальной державой, что всю первую половину 20-го века она пыталась тратить ресурсы на колонии в Африке. И самыми правильными защитниками интересов итальянского королевства были части Африканских охотников - Cacciatori d'Africa.
Carri armati FIAT 15ter "Cacciatori d'Africa"
Страна: Италия
Производитель: FIAT Veicoli Industriali
Год производства: 1921-1922
Кол-во выпущенных: 23+1 на шасси SPA
Размеры: 4545х1740х2650 мм
Боевая масса: 4 000 кг
Экипаж: 4
Вооружение: 3x Maschinengewehr Patent Schwarzlose M.07/12
Бронирование: 5-8 мм
Двигатель FIAT 53A, 4398 cm³, 40 л.с.
После окончания Великой войны итальянские военные получили задачу навести и поддерживать порядок в Триполитании и Киринаике, которые были захвачены в ходе Ливийской войны. Основной ударной силой были так называемые "Африканские охотники", части сформированные первоначально в 1887 году для колониальной службы в Африке. В основном в пехотные и конные подразделения Охотников набирались выходцы из итальянских поселений в Африке, хорошо знавшие местность и специфику населения. Созданные в 1887 году три пехотных батальона и эскадрон конных Качатори были направлены в Эритрею, где из них был сформирован Специальный корпус Африки ( Speciale per L'Africa ). Cacciatori d'Africa потом воевали в Сомали, Эритрее, Триполитании и Киренаике. Частично механизированные в начале 1920-х годов «Африканские охотники» оставались частью Королевского корпуса колониальных войск ( Regio Corpo Truppe Coloniali )до 1942 года.
После итало-турецкой войны и завоевания Ливии, результатом чего было установление контроля над этими территориями и частью греческих островов, итальянцам долго расслабляться и получать дивиденды от колоний не получилось. Как только на европейском континенте началась война, вспыхнула и Ливия, религиозный суфийский орден сенуситов (Сануситы, Сенуситы (араб. السنوسية), поднял восстание в Киринаике. Сенуситы очень активно противодействовали проникновению европейцев в Африку, воевали с французами в Судане, с итальянцами в Ливии и даже на стороне Османской Порты вторглись в Египет, где были разбиты регулярной английской армией. Тем не менее длительное сопротивление имело результат - с 1939 по 1969 эмир сенуситов Мухаммад Илрис был королем Ливии.
В Ливии восстание сенуситов поставило под угрозу не только безопасность колонистов, но и владение этими колониями. Со вступлением Италии в Первую мировую войну и после Битвы при Капоретто из Африки срочно были переброшены все регулярные части, осталась надежда только на "коренные" колониальные войска Триполитании и Киренаики, один на один столкнувшиеся с сенуситскими бармалеями, подстрекаемыми турками. Артиллерия и тяжелое вооружение осталось только в нескольких армейских гарнизонах в портовых городах и в на нескольких стратегических оазисах.
Италии нужно было найти решение, как быстро маневрировать силами для помощи гарнизонам, которым угрожает наибольшая опасность, и наносить максимальный урон противнику рейдами на его территорию. Как показали англичане в Палестине и Ираке такая возможность была - бронетехника, вооруженная станковыми пулеметами, и боевые группы, подобные группе Лоуренса Аравийского. И хотя англичане решали противоположную задачу, но решение было одно. Создавать мобильные вооруженные группы решили путем моторизации конных подразделений "Африканских охотников" - "Cacciatori d'Africa". Сначала в частях Охотников просто установили трофейные пулеметы на рядовые FIAT 15ter - получились просто вооруженные грузовики - Camion Armati. Но резерв нагрузки был не исчерпан полностью и грузовики дополнительно бронировали.
Основой моторизованных частей Cacciatori d'Africa стали броневики на шасси FIAT 15ter, как полноценные, так и "полуброневики". Производственные возможности заводов Италии были не очень велики, поэтому для боевых действий в Северной Африке было выпущено только 14 полноценных бронеавтомобилей Fiat-Terni Tripoli, которые бронировались на сталелитейных заводах Terni. Еще 24 грузовика FIAT 15ter было частично бронировано в военным мастерских в Триполитании. Эти грузовики получили название "carri armati" - бронированные вагоны - «танки».
Грузовики FIAT 15ter частично бронировались до уровня бортов грузовика и вооружались сразу тремя трофейными австрийскими пулеметами Schwarzlose с запасом 15 000 выстрелов на каждую машину. Пулеметы Шварцлозе были возможно лучшими, и самыми недооцененными станковыми пулеметами Первой Мировой войны. Будучи самыми лёгкими их всех аналогов, они были способны длительное время обеспечивать лавину огня, тем более, что в отличии от итальских пулеметов калибра 6,5-мм и магазинным питанием имели ленточное питание и тяжелый 8-мм патрон. Личным оружием служили винтовки Carcano Mod. 91.
Первый пулемет был установлен слева от водителя, второй в центре "бронекузова", а для третьего пулемета, расположенного в хвосте машины был построен круглый бронированный барбет. Сами пулеметы прикрывались специально спроектированными высокими бронещитками. Оружие было установлено так, что огонь в сторону бортов могли вести все три пулемета. В 1925 году по похожей схеме были бронированы автомобили SPA 25 III-series.
Для борьбы с синуситами были созданы отдельные эскадроны бронированных машин, на вооружении которых состояли в общей сложности 12 броневиков типа Fiat-Terni Tripoli, 12 бронеавтомобилей Lancia 1Z, которые были сведены в 4-й и 5-й батальоны Охотников (IV Battaglione Cacciatori и V Battaglione Cacciatori di Derna) соответственно. В 1919 году на вооружение поступили 24 "танка" ФИАТ-15тер, из которых было сформировано еще два батальона по 12 боевых машин. Учитывая, что и все вспомогательные транспортные средства были на шасси ФИАТ-15, боевые подразделения имели высокую маневренность, на ремонт не требовалось дополнительных ресурсов.
В 1926 году все оставшиеся в живых бронемашины были собраны в 1-й эскадрон бронетранспортеров и грузовиков. На вооружении эскадрона состояли к тому времени два настоящих танка Fiat 3000, девять бронемашин Ансальдо, один английский Lancaster, восемь броневиков Fiat Tripoli, 23 бронированных грузовика Fiat 15 ter.
В 1925 году пулеметы Шварцлозе поставили на более современное шасси от СПА 25. Рассказ об этих мащинах здесь: Итальянские броневики. Часть 13. Carri Armati SPA 25С. 1925. Старые идеи на новом шасси.
Источники:
http://www.pechino-parigi.it/motori_sport_industria_e_forze_armate_.html