Первый аватара Вишну называется Матсьей (Matsya), или воплощением в рыбу. Согласно легендам, еще на заре истории мира человеческий род оказался до такой степени развращенным, что боги решили уничтожить человечество всемирным потопом. Правивший в то время принц был благочестивым человеком; он и семь Риши, или мудрых людей, их жены, пары всех животных и остальные формы жизни взошли на судно. Затем владыка Вишну превратился в рыбу и привязал к своему телу судно использованным в качестве каната змеем. Когда вода спала, Вишну убил злое чудовище, укравшее «Веды», или священные книги закона. Книги были возвращены, и сформировалось новое человечество, которое бережно хранило священные писания и подчинялось им беспрекословно. В священных писаниях индусов история первого аватары изложена в 14 000 стихов. Это воплощение соответствует первому месяцу антенатального периода. На этой стадии, протекающей под влиянием Сатурна, закладываются рудиментарные органы будущего организма. В течение первой недели быстро прогрессирует оплодотворение, но яйцеклетка увеличивается очень мало. В течение второй недели ее размеры быстро увеличиваются, и примерно на четырнадцатый день обнаруживаются первые признаки образования эмбриона. К концу третьей недели уже различима нервная система и головной мозг и появились конечности в виде коротких зачатков. В конце первого месяца сердце разделяется на правые и левые отделы, значительно удлиняется хвост, который выступает гораздо больше, чем нижние конечности, и даже появляются спинномозговые ганглии. В это время эмбрион во многих отношениях обнаруживает сходство с рыбой.
В человеческих знаниях нет более интересного раздела, чем тот, который можно было бы назвать наукой о рудиментарных органах, к которым относят почти все остатки структур, когда-то крайне необходимых для выживания, а теперь, по словам Геккеля, «бесполезных для своего организма, не представляющих никакой ценности с точки зрения целей жизни, не нужных для его функционирования». Эти так называемые бесполезные части тела определенно связывают нас с прошлым. Особенно много рудиментарных органов в эндокринной системе, потому что несколько более важных желез претерпели реадаптацию, первоначальная функция которых ныне утратила свое значение. Человека связывают с рыбой не только жаберные щели, но и маленькая серповидная кожная складка во внутреннем уголке глаза, называемая мигательной перепонкой, которая является остатком третьего внутреннего века, сильно развитого у наших двоюродных братьев — акул, но не выполняющего никакого назначения у человека.
Второй аватара Вишну называется Курмой, или воплощением в черепаху. Это воплощение тоже косвенно связано с потопом, ибо на этот раз Вишну превратился в черепаху, панцирь которой служил опорой священной горы Мандары. Использовав огромного змея в качестве веревки и священную гору в качестве оси, боги и демоны вспенили безбрежный океан, чтобы снова получить священную амриту — напиток богов. В процессе взбивания были обнаружены четырнадцать священных предметов. На рисунке они сгруппированы вокруг центральной горы и вложены в руки божеств. Это второй месяц антенатального периода протекает под властью Юпитера. В течение этого промежутка времени происходит быстрое увеличение эмбриона в объеме, который, согласно индусскому мифу, проходит через амфибионтное состояние символизируемое черепахой (Амфибионты — организмы, приспособленные к обитанию в двух средах: в воде и на суше).
На пятой неделе появляются первые намеки на кисти рук и ступни ног. Это самый важный момент, поскольку именно у амфибий хрящевые лучи, образующие плавники рыб, развиваются в лапу пятипалой формы и от них человек унаследовал свои нынешние кисти рук и ступни ног. На шестой неделе кости достигают хрящевого состояния, на седьмой появляются мышцы, а к концу восьмой становится различим симпатический нерв. На протяжении всего этого промежутка времени органы создавались и постепенно развивались от простого к сложному. В конце второго месяца эмбрион человека уже отличим от эмбриона других млекопитающих, но еще пока не отличим от эмбриона обезьян. К числу отличительных признаков относятся сравнительно большие размеры, развитие сложного головного мозга и утрата значимости хвоста или хвостового придатка.
Третьего аватару Вишну называют Варахой, или воплощением в вепря. В этом воплощении Вишну обычно изображается поднимающим на своих клыках землю, уложенную на вогнутую поверхность лунного серпа. Согласно этой аллегории, некогда жил один Дайтья, или Титан, желавший стать правителем Земли. Наконец он обрел такое могущество, что похитил планету и утащил ее с собой в глубины океана. Вишну, принявший обличье вепря, нырнул в пучину и в течение тысячи лет сражался с этим чудовищем. Сразив в конце концов этого злодея, Вишну вернул Землю на прежнее надлежащее место, подняв ее на своих клыках. Это третий месяц антенатального периода, который протекает под контролем Марса. Он — огненно-красный Лохитанга индусов, и неудивительно, что в течение этого времени происходит дифференцировка половых органов. Вепрь является символом копытных млекопитающих, большую часть которых составляют травоядные животные, и в период эмбрионального развития не только знаменует собой рекапитуляцию человеком животного состояния, но и подводит черту под таинством разделения полов, которое в процессе эволюции человека произошло в третьей, или лемурийской, коренной расе нынешней Земли.
Свидетельством его воплощения в вепря служит странным образом сохранившаяся мышца наружного уха. Очевидно, когда-то было такое время, что человек обладал способностью «ставить», или поднимать, уши, чтобы легче было улавливать звуки. Проходили века, и у человека обострялись определенные чувственные восприятия за счет снижения остроты и дальности действия других. Именно таким путем он лишился способности управлять мышцами ушей, и теперь они не выполняют никакого иного назначения, кроме как служат доказательством родства человека с животным миром. Стоит ли удивляться, что желчный пузырь возникает в царствование Марса и на третьем месяце, рродолжается построение тела, сопровождающееся формированием рудиментов век, волос и ногтей.
Четвертый аватара Вишну именуется Нарасингхой, или воплощением в человеко-льва. Это рассказ о святом человеке, который в течение десяти тысяч лет размышлял и молился о даровании благ мировой монархии и вечной жизни. Сильно возвысившись благодаря однонаправленности своих помыслов, он стал к тому же в равной степени эгоистичным и высокомерным. Боги заставили его вступить в спор с собственным сыном относительно вездесущности Божества. Когда сын заявил надменному монарху, что Бог присутствует повсюду, даже в колоннах, поддерживающих крышу дворца, злой правитель пришел в ярость и, изрыгая богохульства, ударил мечом по колонне. В расколовшейся пополам колонне оказался «ужасный» Вишну с головой льва, который после часовой борьбы с себялюбивым государем втащил его в полую колонну и уничтожил, избавив таким образом мир от его высокомерия.
Четвертым месяцем антенатального периода распоряжается Солнце, которое в символике почти всегда ассоциируется со львом. В птолемеевом порядке расположения планет Солнце находится в средней точке, отделяя три дальние (или верхние) планеты от более близких (или нижних). Среди воплощений Вишну аватара в виде человеко-льва демонстрирует промежуточную стадию между животной и человеческой формами, объединяя в себе обе эти формы. На четвертом месяце развития человека «эмбрион принимает форму человека, лицо приобретает человеческие черты, и теперь он называется плодом», хотя здесь некоторые источники расходятся во мнениях. Индивидуализация — ключевое слово Солнца. Согласно Геккелю, начиная с четвертого месяца и далее у плода появляются характерные признаки, отличающие его от всех остальных позвоночных и раскрывающие его истинный удел. Иными словами, с этого момента появляется собственно человек. К концу четвертого месяца смыкаются хрящевые дуги позвоночника, показываются миндалины и процесс окостенения подготавливает костную опору будущего человека. Человек-лев напоминает расу существ, которые, как писали первые историки, существовали в далекие времена и сочетали в себе, подобно символическому кентавру, тела и признаки как человека, так и животного. В подобных рассказах содержится намек на схождение человека в виде духовных качеств в животное тело. Сфинкс является таким же композитом — человеко-львом и памятником Хармакису, богу-Солнцу (Хармакис — Херу-хути, в греч. транскрипции Хармакис, «Хор обоих горизонтов» — аспект бога Хора Старшего, который, сливаясь с богом Солнца Ра, давал божество Ра-Харахти — бога света в Гелиополе. До Нового царства его изображением считался большой сфинкс, находящийся в Гизе).
Пятый аватара Вишну называется Ваманой, или воплощением в карлика. На этот раз великий монарх, которого обуяла гордыня от того, что он правил тремя мирами — небом, землей и адом, пренебрег отправлением надлежащих ритуалов в честь богов. Вишну явился царю в обличье карлика, прося о благодеянии, то есть отдать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Царь удовлетворил просьбу и скрепил свое обещание, полив водой руки карлика. Тут же крошечный человечек увеличился в размерах, заполнив собою всю вселенную, и, сделав три шага, завладел миром, но, любезно приняв во внимание добродетели царя, позволил ему сохранить за собой правление адом.
Пятым месяцем антенатального периода ведает Венера, которая в оккультной философии ассоциируется с обезьяной. Хотя пятое воплощение Вишну и называется воплощением в карлика, а не в обезьяну, оно представляет первую несовершенную попытку формирования человеческого существа и, как и концепция недостающего звена проводит аналогии с обезьяной. На этой стадии части тела более плотно соединяются друг с другом. Появляются зачатки постоянных зубов, на голове уже есть волосы, заметны лимфатические железы, происходит дальнейшее развитие половых органов. Важно также отметить, что за три-четыре месяца до рождения человеческий плод обычно бывает покрыт «густым слоем тонких, похожих на шерсть волос». Три шага, которыми Вишну измеряет весь мир, символизируют три аспекта человеческого сознания, благодаря которым могущество человека настолько возросло, что небо, земля и ад покорились власти его просвещенности.