Найти в Дзене
Жёлтый

3 аргумента, что советские машины были крепче современных (крепче, но не безопаснее)

Оглавление

Среди водителей с большим стажем бытует мнение, что раньше машины были крепче. Как правило, опираются они на три аргумента. И, честно говоря, они весьма резонны. Вот только не надо путать понятия "крепкий" и "безопасный".

Можно было возить 10 мешков картошки

В самом деле советские Волги и Жигули какую только работу не делали, какие только тяжести не таскали на себе, по каким только дорогам не прыгали. И ничего, целыми были. У меня у самого, как вы знаете, есть "Копейка". Возил по 800 килограмм цемента и песка в багажнике и салоне. Диваны, кухонные гарнитуры, трубы, доски на багажнике на крыше. Не говоря уже про традиционную картошку в сентябре. И даже сейчас, спустя 35 лет с некоторой гнильцой, она спокойно перенесла эти издевательства.

А попробуйте ка загрузить столько в современный кроссовер. Уже не говоря про легковушку. Почему так?

Дело в устройстве подвески. На Волгах, например, была более выносливая рессорная подвеска. На Жигулях уже были пружины, но сзади был мост. Это довольная крепкая штука, которую тяжело сломать.

Почему сейчас так не делают? Да потому что конструкция получается очень тяжелой, ухудшается плавность хода, возрастают неподрессоренные массы. К тому же управляемость с такой подвеской далеко не эталонная. Сегодня подвески намного более легкие, более продвинутые по многим другим характеристикам, но одновременно с тем хрупкие.

Что касается багажника на крыше, то на советских машин он крепился к профилю водостока, сейчас же багажники крепятся к крыше в местах, где проходят усилители. Нагрузка распределяется по-разному и если советские машины могли выдержать не только разрешенные 50 кг, но и 100 и даже больше, на некоторых современных вообще запрещено устанавливать багажник на крышу.

При мелких авариях вообще ничего не ломалось

Ещё один аргумент состоит в том, что при ДТП советского автомобиля с современной иномаркой у последней обычно большие потери, а у советского автомобиля могут быть только царапины.

Без комментариев (фото из Коллекции "Автомобили ХХ века" Натальи Жоровой)
Без комментариев (фото из Коллекции "Автомобили ХХ века" Натальи Жоровой)

При мелких ДТП все в самом деле примерно так. Но дело не в том, что советская машина прочнее. Дело в том, что современные машины проектируются так, чтобы энергия удара была погащена до того, как дойдет до пассажиров в салоне. То есть всю энергию на себя принимает "железо", оттого и капот складывается в гармошку, и крепления ломаются и так далее.

В советских же машинах никто не думал о том, как машина поведет себя при аварии, не было никаких программируемых зон деформации, машину просто старались сделать максимально крепкой. Но эта "крепкость" выходила пассажирам боком. Машина оставалась более или менее целой, но энергию удара на себя принимали пассажиры.

Металл был толще

Если сравнивать цифры толщины металла, то для ВАЗ-2101 Автоваз использовал листы стали толщиной 0,7-1 мм. Самый тонкий металл использовался для задних крыльев, капота и крышки багажника. Самый толстый - для порогов. Современные Весты делают из металла толщиной 0,6-0,8 мм. 21-ые Волги делались из стали толщиной 0,9-1,2 мм, а крыша и днище штамповались из 2-миллиметрового металла. Поэтому крыша не проминались пальцем, как у современных машин. Но есть один нюанс.

Если судить по цифрам, то толщина металла, действительно уменьшилась. Но изменилась и сама сталь. Она стала гораздо более прочной по своим свойствам. К тому же надо понимать, что металл кузовных панелей фактически никак не влияет на безопасность. Важна силовая структура кузова или рамы. А таких данных мне найти не удалось.

Но даже если я смог бы найти какие-то цифры, чтобы делать выводы, нужны были бы лабораторные испытания на жесткость, прочность и так далее.

Ещё по теме:

Как думаете, что безопасней в случае аварии: легковушка, кроссовер или рамный внедорожник? Лично меня ответ очень удивил