К счастью, эта проблема обошла меня стороной. Лёва никогда не боялся других людей или детей. Тем не менее, я знаю, что у детей с особенностями развития (главным образом с РАС) бывают такие затруднения. Мне сложно представить себе насколько это может отравлять ребёнку и его родителям жизнь, но думаю, что многие родители хотели бы знать как можно преодолеть или хотя бы облегчить страх у малыша.
Для родителей детей с нормальным развитием я прежде всего хочу сказать, что с возраста примерно 7 месяцев и до ± 1,5 лет многие дети проходят через страх перед чужими людьми. На этот возраст подобное считается нормальным поведением. Если же ребёнку исполнилось 2 года, а страхи всё никуда не исчезают, то это говорит о некоторых проблемах, которые нужно решать "не отходя от кассы", пока у ребёнка не выработались комплексы и не возникли проблемы с детским коллективом.
Я накопала немного информации, которая может быть полезна, если вы столкнулись с проблемой боязни других людей у ребёнка. Она может быть полезна всем - и родителям особых детей, и тем, кто на развитие не жалуется - просто у малыша есть вот такой вот страх.
Что стоит за страхом ребёнка?
Причины страха могут быть самыми разными. Тем не менее, и норма, и особые дети во многом получают свой страх из одинаковых источников, поэтому во многом и совпадают пути решения этой проблемы. Решения можно использовать изолированно или комбинировать между собой, если вы видите, что у ребёнка может быть сразу несколько проблем.
👉 Страх новизны
Встречается в семьях, где ребенок очень много времени проводит с матерью или с другим близким взрослым. При этом в семье практически никогда не бывает гостей, посторонних людей и даже другой родитель присутствует в жизни ребенка фоново, практически не общаясь с ним.
Что делать?
Постепенно выводить в люди. Полное привыкание ребёнка может занять 3-6 месяцев.
Сначала можно завести спокойного друга/подружку по возрасту, который сможет приходить к вам в гости и не очень долго играть в какие-нибудь нешумные игры. Затем можно попробовать несколько раз погулять на тихой детской площадке, где кроме вас будет ещё 1-2 человека. Потом можно увеличить нагрузку походами на развивающие занятия с малыми группами (3-4 ребенка). Можно с мамой-папой, если ребенку нет 3-3,5 лет.
Когда малыш адаптировался к низкой нагрузке, можно начинать практиковать посещение небольших игровых комнат, которых много в ТЦ. Лучше это делать в дневное время, когда там не так много детей. А потом уже переходить к посещению мест с большим скоплением людей: общественный транспорт, ТЦ с большой наполняемостью, крупные игровые комнаты.
Поначалу ребёнок может плакать взахлеб даже в спокойных местах - с нами на групповые занятия ходила такая девочка. У неё не было аутизма, но я точно подумала, что есть, если бы она не разговаривала, - настолько сильные она закатывала истерики.
Однако её мама вела себя очень правильно: она спокойно, без психов и истерики со своей стороны, чтобы не напугать дочку ещё больше, брала её на руки, обнимала и систематически успокаивала. Бывало так, что дочка всё занятие проводила у неё на руках и казалось, что это никогда не кончится. Но за 2,5 месяца ребёнок привык и изменился до неузнаваемости - истерики прошли, малышка слезла с рук и сама стала выполнять все задания и общаться с другими детьми.
👉 Гиперопека и несамостоятельность
У некоторых детей из-за чрезмерной опеки может выработаться застенчивость и неуверенность в себе. Ребёнок боится действовать самостоятельно, боится сделать неправильно. В силу мелкого возраста он не может бороться с этими проблемами, поэтому проблема решается самым простым путём - избеганием контактов с новыми людьми.
Что делать?
Уменьшать опеку и поощрять самостоятельность.
Преодолевается это долго, но относительно легко - нужно дать малышу почувствовать, что он отдельная личность и не всё за него в этой жизни решает и делает родитель.
Разрешите ребёнку в разумных пределах самому принимать решения (что одеть из дозволенного, какую книжку читать, в какую игру поиграть, на какую площадку пойти).
Разрешите больше игр на площадке без "не лезь туда", "не трогай" и прочего. И больше действий дома, где можно проявить самостоятельность. Например, пусть сам себе нальет воды/сока, польет цветы, подметёт пол или развесит бельё.
Если ребёнок говорит, давайте ему возможность самому отвечать на вопросы. В разговоре не навязывайте своё мнение.
👉 Сенсорная перегрузка
Для малышей с аутизмом проблема может крыться в сенсорной перегрузке. Может быть слишком много людей, от которых идёт целая какофония разных звуков, запахов и движений.
Такая перегрузка бывает и у детей с нормальным развитием. Не зря же, когда малыш закатывает беспричинную истерику после насыщенного дня, про него так и говорят "Перегулял/навпечатлялся". И в первом, и во втором случае причина в перегрузке нервной системы.
Что делать?
Дозировать нагрузку и действовать на опережение.
Зная, что у ребёнка есть подобные проблемы, во-первых, следует приучать ребёнка к обществу большого количества людей постепенно, как я уже описывала выше.
Во-вторых, систематически идти на превентивные меры, не дожидаясь истерики. Видите, что ребёнок уже "на пределе" и скоро будет взрыв (норма обычно становится неуправляемой в эти моменты, а особые дети, как правило, начинают стимить) - выводите в тихое место отдышаться, посидеть и попить водички, чтобы малыш мог успокоится и дозированно переварить впечатления.
Если нет возможности никуда вывести, берите в шумные места новую интересную игрушку, которую ребёнок до этого времени никогда не видел - новая игрушка может мысленно вырвать ребёнка из перегруженной среды на какое-то время.
Иногда работают и старые, любимые игрушки, которые можно использовать как "точку опоры" - элемент чего-то знакомого, привычного и успокаивающего в новой обстановке. Правда с любимой игрушкой есть риск, что она потеряется, поэтому следить за ней дополнительная забота для родителя.
👉 Прозопагнозия
Ещё одна причина социальных трудностей. Это трудновыговариваемое слово означает неспособность распознавать лица (лицевая слепота). У людей с РАС она кстати встречается довольно часто, из-за чего все люди для них на одно лицо.
При аутизме причина этого расстройства может быть как в проблемной обработке сенсорной (визуальной) информации, так и в поражении нижне-затылочной области с распространением на височную долю. Последнее чаще всего случается при нарушениях кровообращения в этой области.
Что делать?
Обследовать ребёнка на предмет нарушения кровообращения и использовать другие сенсорные знаки.
С аутизмом, да ещё и имея прозопагнозию, ребёнок может долго бояться и избегать общения даже с матерью, что уж говорить про чужих людей.
Но даже тут можно облегчить жизнь ребенку, опираясь на другие сенсорные стимулы. Если тех, кто с ним живёт, ребёнок со временем учится распознавать по голосу, то бабушек/дедушек и прочих людей, которые видятся с ребёнком не так часто, можно попросить при визите каждый раз использовать одни и те же духи, одежду или какие-нибудь аксессуары, типа сережек, часов или браслетов, чтобы ребёнку было проще их узнать.
❗ ВАЖНО: Не забывайте, что когда вы работаете со страхом ребёнка перед другими людьми, требуется максимальная деликатность. Ребёнка нельзя сразу же заталкивать в насыщенное пространство с шумной толпой, нельзя высмеивать и бросать одного. Это не поможет ему - скорее отбросит вас от достижения цели ещё дальше. Маленькими шагами вы уйдёте намного дальше, чем если попытаетесь сразу преодолеть весь путь.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Графомоторные навыки. Немного о том, почему для развития ребёнка очень важно рисовать и раскрашивать
Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом и алалией
Как договариваться с ребёнком, который не понимает речь? (для родителей алаликов и аутистов)