Утро в семье Н. в большинстве случаев начиналось одинаково. Первой, пораньше, вставала Марина, надеясь на свободное время для себя, потом ванную комнату занимал муж, пока Марина будила детей. Чувство вины за то, что она мало проводит с ними времени, занимаясь работой и домашними делами, поглощало ее, не оставляя шанса чувствовать себя счастливой.
Где уж тут! Ведь к этому добавлялась еще невысказанная и сдерживаемая агрессия в адрес свекрови.
Не имея возможности жить отдельно, вот уже 5 лет она с детьми и мужем жила в квартире свекрови, мечтая и иногда нашептывая мужу о собственном жилье.
Каждое утро, в тот момент, когда Марина отправляла детей умываться, на пороге комнаты всплывала сонная фигура свекрови.
"Да вы не спешите, я подожду ", - говорила она и продолжала стоять.
Ее "подбадривания" малышей и сюсюканье с ними постоянно раздражало Марину, но она, избегая открытых претензий, продолжала молчать и через силу улыбаться. Свекровь же совершенно не замечала этого. Ведь она и правда считала, что никому не мешает и со своей стороны делает все для комфорта семьи.
Хоть Марина и молчала, ее тело и поведение выражали сопротивление и недовольство: она избегала смотреть в глаза свекрови, плечи опускались вниз, спина горбилась, как будто оберегая сердце и пряча эмоции, руки дрожали, дыхание учащалось. И только голос был тихим и спокойным, как будто нет никакого раздражения, ну может лёгкая хрипотца вызывала в этом сомнение.
Свекровь делала вид или и правда не замечала ее негодования.
Муж (сын) при этом чувствовал себя комфортно и не испытывал острой потребности съехать от мамы. Он искренне считал, что места в квартире достаточно, повода для недовольства ни у кого нет. Да и "девочки" его не ссорятся: тихо ведь.
"Никто не обязан знать или даже догадываться, что у тебя внутри, надо поговорить, - думала молодая женщина. Но молчала, потому что боялась испортить отношения с мужем, как когда-то боялась наказания за "капризность".
Привычка подстраиваться и угождать всем стала причиной внутреннего конфликта Марины. Вина и гнев , не находя выхода, превратились в аутоагрессию - агрессию, направленную внутрь себя.
Вина, как и любое чувство, сопровождается эмоциями. Эмоции должны быть "переработаны" или телом или через контакты. А если нет - здравствуй психосоматика.
В описанной ситуации основная проблема заключается в неумении Марины обозначить и защитить собственные личностные границы.
Это порождает внутренний конфликт, который необходимо разрешить, чтобы не пострадало здоровье.
Личные границы могут нарушаться не только при совместном проживании , но и при редком взаимодействии разных поколений из разных семей, если обнаруживается "провал" в понимании ценности собственных чувств и (или) чувств другого человека.
Обозначьте свои желания и допустимые действия и жесты в ваш адрес, один раз озвучив их конкретно. Получите отклик второй стороны.
В последующем достаточно будет лишь напомнить о вашей договорённости. Тогда даже отношения со свекровью станут благоприятными и перестанут отнимать силы.
О способах переработки внутреннего конфликта читайте в ближайшее время.