Найти в Дзене
ГАС Кватро

Зачем России собственное производство коммерческих автомобилей: грузовиков, автобусов и микроавтобусов?

Национальное автомобилестроение – это не только рабочие места, независимость от политических ограничений на ввоз машин и комплектующих, высоко технологичное производство, влияющее на смежные отрасли, дополнительные поступления в бюджет от налогов и сборов, но и престиж страны. Все развитые страны имеют собственное производство коммерческих автомобилей. Это, в первую очередь, Германия, США, Италия, Швеция.

Перефразируя широко известное утверждение, можно сказать, что грузовики и автобусы – это не роскошь, а предмет и объект заработка многих людей! Если с этим согласятся многие, то вопрос наличия в России собственного производства коммерческих автомобилей весьма дискуссионный. Попробуем вместе в нем разобраться.

Есть мнение, что отечественная коммерческая техника никому не нужна. Но постойте, а как же внутренний рынок?

Скептики говорят, что лидируют на нем импортные бренды автопроизводлителей. Обратимся к данным статистического агентства Автостат за 2019 год. Первые два места по объемам продаж занимают грузовики КАМАЗ и ГАЗ соответственно, а УРАЛ расположился на 9-м месте. Если посмотреть на востребованность по моделям, то уже первые четыре места опять же за российскими марками.

Иностранные автопроизводители стремятся на емкий отечественный рынок, организуют собственное производство в регионах России, чтобы иметь налоговые льготы резидентов. Некоторые всемирно известные автомобильные корпорации решили этот вопрос, поэтому конкуренция на внутреннем рынке зачастую не зависит от дополнительных таможенных пошлин и налогов. Борьба за потребителя ведется практически на равных условиях.

Кто-то критикует высокий уровень импортных комплектующих отечественных автобусов и грузовиков. Но если почитать статьи этих же авторов или их единомышленников 20-ти летней давности, то увидим явное противоречие.

Раньше они критиковали качество российской коммерческой техники, собранной только из запчастей отечественного производства. Ставились в пример мировые автохолдинги, которые собирали автомобили не только из собственных комплектующих, то и широко использовали продукцию лучших сторонних брендов, т.е. наднациональную кооперацию. Согласимся с этим.

Как показывает практика, такая кооперационная работа довольно эффективна, хотя и не идеальна в существующих реалиях. Российские производители переняли опыт коллег и сейчас производят автомобили с достаточно высоким уровнем импортных комплектующих. На ум сразу приходит сцепление Sachs, КПП ZF, двигатели Cummins.

Автомобиль становится надежным и конкурентоспособным, когда соблюдается технология производства и используются качественные запчасти при сборке. И опять российский автопром подвергается критике. Наш КАМАЗ – это уже не КАМАЗ, а импортный грузовик или тягач.

Но подождите, эти же критики требовали качества, так получите российские коммерческие автомобили и спецтехнику на ее базе, способную конкурировать с лучшими европейскими машинами. Логичным продолжением сотрудничества российских заводов с зарубежными партнерами стало организация совместных производств. Например, коробки передач на КАМАЗ маркируются эмблемой ZF, но производит их совместное предприятие ЦФ-КАМА, а дизельные двигатели – КАММИНЗ-КАМА. Технология производства кабин нового поколения КАМАЗ получена от Mercedes, но также они изготавливаются в России. Многие другие автокомпоненты локализованы на отечественных предприятиях.

Везде нужно считать рентабельность. Не всегда организация совместного производства или размещение заказов на российских заводах может положительно сказаться на качестве и цене автомобиля. Например, сцепления Sachs выгоднее получать из Германии, но с другим производителем лучше создать совместное производство непосредственно на автозаводе.

Важным моментом наличия собственного автопрома является возможность экспорта. Все больше отечественных грузовиков и автобусов продается зарубеж. И это не только страны ЕАЭС. В российской коммерческой технике заинтересованы страны Азии и Латинской Америки.

И это еще не весь положительный эффект. Дополнительную выручку приносит продажа оригинальных запчастей при организации дилерской сети и станций технического обслуживания в этих странах. Таким образом, российский автопром получает деньги не только разово за проданный новый автомобиль, но и на протяжении многих лет при послепродажном обслуживании машины.

На наш взгляд, вполне очевидно, зачем нужно отечественное производство грузовиков и автобусов. В данной статье мы коснулись только самых основных причин, которые объясняют важность автопрома для национальной экономики. Есть ряд других вопросов, которые успешно решаются в нашей стране благодаря отечественным автозаводам. Если это будет интересно читателям нашего канала Дзен, то мы с удовольствием подготовим дополнительный материал по этой теме.

А как думаете Вы? Может быть, есть другая точка зрения с аргументированными доказательствами?

Готовя публикацию к размещению, заметили, что ни разу в тексте не был упомянут всем известный вирус. Не сказали ни разу про кризисные явления, которые постоянно влияют на российскую экономику. Хотелось бы и дальше рассматривать вопросы автопрома без учета этих факторов. К сожалению, их сложно обойти, т.к. в ближайшее время, как минимум год, нам придется учитывать негативное влияние Covid-19. А волнообразное развитие мировой экономики не оставляет шансов обходиться без тех или иных спадов. Надеемся, что рост всегда будет более длительным, чем падение, а влияние вируса закончится хотя бы через год!

Понравилась статья? Жмите кнопку «Нравится»!

Подписывайтесь на наш канал, если хотите знать все о сцеплении автомобиля!

Если остались вопросы, пишите их в комментариях!

Авто
5,66 млн интересуются