Oberaigner Automotive GmbH – компания, известная в кругах любителей бездорожья. В 1977 году она начинала в качестве одного из австрийских дилеров марки Mercedes-Benz. А спустя четыре года занялась переделкой грузовых Мерседесов Т1 в полноприводные. С тех пор компания так преуспела на ниве полного привода, что освоила даже переделку грузовичков с трехлучевой звездой в вездеходы с колесной формулой 6х6!
Текст: Николай Марков, фото автора
Mercedes-Benz сейчас самостоятельно выпускает «малотоннажники» Sprinter 4x4, однако именно Oberaigner Automotive GmbH поставляет для них передние ведущие мосты. Более того, в компании готовы предложить и альтернативные варианты трансмиссии для Sprinter 4x4 тем клиентам, которых серийные машины не устраивают. Например, можно заменить штатную «раздатку» part-time с подключаемым передним мостом на full-time с постоянным полным приводом, повысить тяговые возможности за счет установки более «коротких» главных пар или установить блокировки дифференциалов в оба моста. Ну а вариант Спринтера с колесной формулой 6х6 – это вершина модельного ряда Oberaigner для самых отчаянных и при этом очень платежеспособных клиентов, ведь стоимость такой доработки только начинается с 41638 евро! Во сколько конкретно обошелся заказчику конкретный экземпляр на этих фотографиях, я еще скажу ниже, а пока – несколько слов об устройстве «трехоски».
Для переделки в 6х6 используются стандартные шасси Sprinter наиболее тяжелых моделей 515CDI и 519CDI со средней либо длинной колесной базой. При этом кабина может быть как однорядной, так и двухрядной. Вместо обычного заднего моста с малолистовыми рессорами ставится двухосная тележка с уникальной пружинно-балансирной подвеской, обладающей внушительным динамическим ходом. В расчете на увеличение полной массы до 7 тонн задняя полурама базового шасси усиливается; попутно на нее монтируются оригинальные кронштейны крепления реактивных штанг, оси балансира и стабилизаторов.
Интересно, что автомобиль отличается «разноколесицей»: если на передний мост ставятся колеса с шинами 245/75R16, то тележку «обувают» в более широкие шины 285/65R16. Колесные диски спереди и сзади тоже невзаимозаменяемые: разболтовка и вылет у них разные.
Трансмиссия с постоянным приводом на все колеса не отличается простотой. Начать с того, что в ней есть целых пять дифференциалов! При этом из трех межколесных два (на осях тележки) имеют принудительную блокировку в базовой комплектации, а передняя блокировка входит в перечень опций. Два оставшихся дифференциала – межосевые, несимметричные, также с механизмами принудительной блокировки. Первый из них установлен в раздаточной коробке и передает 67% момента на тележку и 33% на переднюю ось.
В свою очередь второй межосевой дифференциал находится в картере среднего проходного моста: его внедрение понадобилось для устранения циркуляции паразитной мощности между довольно далеко разнесенными осями тележки. Входящий момент между средним и задним мостами он делит в соотношении 60:40. Понижающая передача в «раздатке» может иметь два варианта передаточных чисел: по умолчанию ставится набор шестерен с понижением 2,85, опционально возможен вариант 1,423. Довершают картину редукторы ведущих мостов с отношением 5,1. Похоже, с такой трансмиссией на первой пониженной передаче Oberaigner 6x6 поле распахать сможет – только плуг ему подай!
Все указанные переделки обеспечили «трехоске» неплохую геометрию: маленькие свесы (32/44 или 32/37 градусов в зависимости от размеров базы) и дорожный просвет 257 мм – больше, чем у большинства легковых внедорожников и пикапов! Но вот способность «прохватить с ветерком» машина утратила: во избежание проблем с управляемостью «максималка» принудительно ограничена на отметке 100 км/ч.
Наша ознакомительная поездка, впрочем, не подразумевала серьезных скоростей и сводилась к покатушкам по полосе препятствий, размеченной на сыром речном песке. Перед съездом на нее задействую почти весь внедорожный арсенал: первой кнопкой включаю межосевые блокировки, второй – межколесные блокировки на тележке, третьей – включаю понижающую передачу в «раздатке». Не трогаю лишь кнопку передней блокировки, ведь маршрут предполагает два разворота по минимальному радиусу. К слову, упомянутый блок кнопок слева от рулевой колонки с характерными трансмиссионными пиктограммами – единственное, что выдает сущность Oberaigner 6x6 в кабине серийного Спринтера.
Перед участком липкой песчано-глинистой грязи во избежание лишних вредных переключений коробки принудительно выбираю селектором «автомата» первую передачу. Да, с такой трансмиссией преодоление бездорожья и преодолением-то назвать сложно: знай себе, нажимай на газ да рули! Глубина колеи давно превысила величину дорожного просвета, но машину это пока не останавливает: с каждым разом лишь глубже становятся борозды на грунте от картеров ведущих мостов. С небольшой пробуксовкой грузовик выбирается на сухой участок.
Далее – череда холмов. Передние колеса поочередно взмывают в воздух на 20-30 см, но колеса тележки стабильно сохраняют контакт с поверхностью, демонстрируя большой угол скрещивания осей. А потому грузовичок продолжает двигаться вперед, как танк. К слову, это же упражнение позволило оценить жесткость усиленной полурамы на скручивание: несмотря на балласт в виде пары тонн бревен, даже с полностью вывешенным передним колесом я так и не увидел сколько-нибудь заметного углового смещения кабины относительно платформы!
Единственное, о чем приходится сожалеть – так это о маленькой протяженности тестового маршрута. Съездить бы на таком аппарате за дровами в наш родной, российский лес, да после дождичка в четверг – вот это было бы испытание! Но, к великому сожалению, это желание из разряда утопий, поскольку итоговая цена опробованного на тесте «шестиногого» Спринтера просто фантастическая: 81432 евро, из которых на долю взятого за основу базового шасси приходится лишь 22%. А если добавить сюда нашу растаможку, утилизационный сбор и эру-глонасс... «Золотой» автомобиль!
Тем не менее, в Европе желающие на подобный эксклюзив, готовые не постоять за ценой, находятся: в госсекторе (аварийные и оперативные службы, лесничества), в армии, в сферах энергетики и туризма… А потому среди трех сотен ежегодно выходящих из ворот Oberaigner Automotive GmbH доработанных полноприводных автомобилей нет-нет да и встречаются вот такие «шестиноги».