Слово Вишну образовано от корня «виш» — проникать, пронизывать. Бог Вишну в своей самой абстрактной форме означает Божественный Дух либо вселенной, либо человека. Этот Дух, сам по себе необусловленный, проходит через ряд последовательных обусловленных состояний, называемых божественным воплощениями или аватарами (в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение его в человека и других смертных существ. При этом, не утрачивая полностью своей божественной природы, бог частично обретает земные черты). Это движение бога от формы к форме или, точнее, от состояния к состоянию называется поступью Вишну и заключает в себе правильное объяснение превращений, постоянно происходящих в природе. «Бог, который по желанию принимает любую форму», решил принимать все формы, одушевлять их, становиться взрослым в них и возвеличивать себя их совершенством.
В «Махабхарате» он объявляет себя создателем и уничтожителем вселенной, кроме которого никакого другого не существует. Мироздания висят на нем, «как висит на нитке ряд жемчужин». Он — жизненно необходимый воздух, движущийся во всем, что движется, мудрость мудрых и интеллект знающих. И тем не менее «того, кто пронизывает», в мире не больше, чем духа человека в его теле, скорее бог содержит мир внутри себя точно так же, как физическое тело человека подвешено наподобие плода в полости аурического яйца. «Веды» изобилуют упоминаниями о Вишну и его многочисленных атрибутах. Главным среди этих повествований является рассказ о десяти великих воплощениях. Бог, являющийся миру, «когда на земле иссякает добродетель», избавляет свое творение от козней зла и защищает его от преждевременного уничтожения.
Так как Пифагор был посвящен в брахманические Мистерии, то вполне вероятно, что его числовая философия была основана на тех же самых эзотерических истинах, что и рассказ о воплощениях Вишну. Десять точек, составляющие пифагорейский тетраксис, раскрывающие тайну Числа, получающего объективное существование посредством цифр, были предложены посвященными Италийской школы в качестве идеального ключа к Вселенской Тайне. Каббалисты безусловно были знакомы с доктринами Мастеров Восточной Мудрости. Десять сефиротов или драгоценных камней — как и аватара Вишну — были аспектами одного вечного жизненного начала. Эти аспекты, отразившись в субстанциях нескольких миров, стали планами, сферами, состояниями и в конечном счете Десятью Заповедями, или Законами.
Между обличьями, принимаемыми Вишну в процессе его воплощений, и развитием эмбриона и плода на протяжении девяти месяцев беременности существуют вполне определенные соответствия. При рассмотрении стадий, проходимых эмбрионом в его развитии, открывается панорамный вид рекапитуляции состояния человека на протяжении всех эпох далекого прошлого. (Рекапитуляция — краткое и быстрое воспроизведение основных этапов развития предковых форм (филогенеза) в ходе индивидуального (особенно зародышевого) развития (онтогенеза) у ныне живущих организмов). У человека нет никаких осознанных воспоминаний о тех ступенях развития, благодаря которым он стал самим собой или скорее жизнь через него стала человеком. Но в глубинах памяти каждой развивающейся клетки хранится история всего, что было раньше. Каждый раз, когда человеческое существо получает физическое воплощение, необходимо создать тело. Каждое тело — это вселенная, и устроено оно в соответствии с вселенскими законами. Из этого следует, что те, у кого есть ключ к разгадке тайны развития эмбриона, могут различить в ней туманные контуры всепроникающего бога, созидающего свой мир. Он осеняет форму, которой предстоит появиться, запечатлевает себя на ней в виде десяти состояний, проходит через эти состояния, фокусируя на них по очереди свои энергии и постепенно формируя из грубой массы органический инструмент для достижения своей цели.
Таким образом, Вишну следует рассматривать и как изготовителя, и как ткань мироздания. Он — божество, в котором люди живут, движутся и имеют свое бытие. Он же является объективной силой, которая проявляет вечное субъективное состояние Брамы, первого лица Созидательной Триады. Он занимает промежуточное положение между высшими Небесами, имеющими природу Брамы, и низшим миром, имеющим природу Шивы. Следовательно, он — солнце, которое, согласно мистериям, занимает фокальную (зародышевую) точку между абстрактным и конкретным. Он как владыка солнца является покровителем всех созданий и форм, тем, кто дарует жизнь и обеспечивает изобилие. Его часто изображают с голубой кожей, цвет которой символизирует небо — его обитель, а также невидимые тонкие эфиры. В индийском искусстве Вишну часто представляют спящим на протяжении Ночи, когда Космос окутан Мраком, на свернувшемся кольцами огромном змее. В каком-то смысле Вишну — подобно греческому Кроносу — подрывает могущество своего отца и узурпирует его полномочия как Владыки мира. Создавая вселенную, Вишну впитывает в нее и великого Брахму, ибо в конечном счете он формирует вселенную из природы Брахмы, Вселенского Единого, составной частью которого он к тому же и является.
В Азии десять воплощений Вишну встречают широкое признание как олицетворение творческих усилий богов (божественных сил жизни), прикладываемых ими для того, чтобы утвердиться в различных субстанциях этого мира. Эта восточная доктрина отнюдь не противоречит теориям эволюции, снискавшим расположение западного мира. Идя от общего к частностям, полезно задержаться на минутку, чтобы рассмотреть соответствия между воплощениями Вишну и происхождением жизни на этой планете. «По этой схеме аватаров, — пишет мадам Блаватская, — можно проследить постепенную эволюцию и превращение всех видов, вышедших из дарвиновского досилурийского ила и ilus — ила Санхониафона и Бероза (Силурийский период — третий снизу период палеозоя продолжительностью около 25—30 млн. лет. Бероз (IV—III в. до н. э.) — вавилонский астроном и историк, автор «Истории Вавилона», дошедшей до нашего времени в отрывках античных и византийских историков. Как жрец храма Мардука он имел доступ к архивам, поэтому его книги бесценны.).
Начиная с азойских времен, соответствующих ilus — илу, в который Брама сажает способный к созиданию зародыш, пройдем по палеозойской и мезозойской эрам, на которые пришлись первое и второе воплощения в образе рыбы и черепахи, и кайнозойской, к которой относятся воплощения в животной и получеловеческой формах — в виде вепря и человеко-льва, и подойдем к пятой и главной геологической эпохе, определяемой как эра разума или эпоха человека, символом которой в индусской мифологии служит карлик — первая попытка природы создать людей. ...Начиная с рыбы, физическая форма в процессе такого двойного превращения последовательно становится черепахой, вепрем, человеко-львом, а затем, явившись в виде человека-карлика, она представляет Парашураму, физически совершенную, духовно неразвитую сущность, пока прогресс не приведет человечество, персонифицированное одним богоподобным человеком, к вершине физического и духовного совершенства - богу на земле» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»). С этого момента становятся очевидными аналогии между возникновением жизни на этой планете и развитием эмбриона в утробе матери. Начальная стадия формирования вселенной кратко воспроизводится в процессах оплодотворения и дробления клетки. Столь долгие века, что человеческий разум не в состоянии даже в малейшей степени мысленно вообразить их продолжительность, спрессованы в действиях, следующих сразу за слиянием мужской половой клетки и яйцеклетки. Как только появляется слабое подобие собственно эмбриона, из первого слизистого комочка материи в процессе более сокровенного развития начинает вырисовываться человек. Следовательно, именно в этот момент возникают аналогии между воплощениями Вишну и месяцами антенатального периода.
Анонс: В связи с тем, что статья длинная, она разделена на три части. Далее -ч.2- первое воплощение Вишну и по пятое.