Иллюстрация
Однажды некоторому фарисею довелось краем уха услышать нагорную проповедь Иисуса Христа:
Не судите, да не судимы будете…
(Евангелие от Матфея 7:1)
— Ну и дела! — воскликнул фарисей. — Как здорово! «Не судите». А я столько лет заморачивался. Но теперь всё будет по-другому!
Спустя некоторое время к фарисею пришла бедная вдова, которая задолжала богатому господину несколько монет. Господин грозился взять в рабство ее детей в уплату долга. Она продала домашнее имущество и собиралась поутру вернуть весь долг. А сегодня обнаружила, что деньги пропали. Господин же пришел и требует вывести детей. Грозится поработить и саму вдову — в уплату процентов. Ей нужна помощь и праведный суд: она подозревает, что господин, желая даром получить себе новых рабов, коварно ограбил ее ночью.
— К сожалению, я не могу тебе помочь, — ответил фарисей. — Видишь ли, теперь я христианин.
— Что это значит? — спросила вдова, вытирая слёзы.
— Ты слышала про раввина Иисуса из Назарета? Он научил меня важной истине: «Не судите».
— Как не судите?!
— Очень просто. Не судите, и не будете судимы. Я вот не хочу, чтобы меня судили. Поэтому и сам не буду судить.
— Что же мне делать? Если ты не поможешь, этот негодяй поработит всю мою семью!
— А ты не суди его, и всё будет хорошо.
Вдова в слезах ушла прочь, взывая к небесам о справедливости. А фарисей только улыбался: «Христианство. Как же это здорово».
Но вот на горизонте зашумела толпа. Фарисей поднялся и пошел посмотреть.
Раввин Иисус был здесь. И его новая проповедь повергла фарисея в шок:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Евангелие от Матфея 23:23)
— Оставили суд? Как горе вам?! Как это понимать? Но ты же сам говорил: «не судите»! Я и не судил. Ты сам-то понял, что сказал?
Фарисей почувствовал противоречие в словах Иисуса, но не знал, как его разрешить.
Популярное мнение
Выше я привел вымышленный сюжет о том, как всего два слова «не судите», взятые отдельно от общей речи и вольно истолкованные, могут произвести в мышлении человека радикальные перемены.
В современном христианском обществе эта идея, будто судить никого нельзя, очень популярна. Почти на каждом шагу можно встретить умника, вооруженного этим огрызком цитаты из Евангелия. Из этих двух слов иногда выводят грандиозные заключения о том, что всё наше общество устроено не по-христиански.
Вот, например, что заключил Николай Козлов, основатель культа «Синтон», в своей книге «Философские сказки»:
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лука 6:37)
Эту фразу каждый из нас слышал много десятков раз. И не понимал. Оказывается, это не о бытовом злословии.
Хотя возможно, что применимо и к злословию. Но точный, буквальный смысл — вовсе не о злословии, а о судебном осуждении, о приговоре.
Вы никогда не задумывались, как нравственная идея христианства соотносится с законнической идеей судопроизводства? Еще раз цитирую Христово: “Не противьтесь злу”. Цель судов же — противиться злому. Христос предписывает: делать добро за зло. Суды воздают злом за зло. Христос говорит: не разбирать добрых и злых. Суды только то и делают, что этот разбор. Христос говорит: прощать всем. Прощать не раз, не семь раз, а без конца. Любить врагов. Делать добро ненавидящим нас. Суды же не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло тем, которых они называют врагами общества... Может быть, вы убеждены, что суды — это хорошо, по крайней мере необходимо. Возможно, я соглашусь с вами. Проблема только в том, что в Евангелии Христос выражает противоположное мнение. Он — против судов. И написано это прямо в Евангелии, если не искажать текст самым грубым образом.
Разумеется, если руководствоваться только предоставленной информацией и не проводить собственного исследования, то позиция Николая Козлова и подобных ему людей может показаться весьма убедительной.
Но мы продолжим.
Отношение Бога к суду
Если внимательно изучить ветхозаветные книги, то можно заметить, что Господь всегда поощрял суд и правду и всячески призывал к ним народы мира:
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.
(Иеремия, глава 9)
3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.
(Иеремия, глава 22)
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
(Иезекииль, глава 18)
Бог призывает не просто к суду, а именно к суду и правде. Потому что не всякий суд производится по правде. Кто-то по глупости судит на отвали, кто-то ищет своего, кто-то берет взятки, а кто-то поступает с лицеприятием, предпочитая одних людей другим. Не о таких судьях речь, а о тех, кто судит праведно. Кто борется со злом, кто наказывает негодяев, восстанавливает справедливость. Ветхозаветные пророчества представляют таких людей и такие дела угодными Богу.
А там, где нет суда, начинаются одни неприятности:
13 Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.
14 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.
15 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
(Исаия, глава 59)
Вот оно как!
Значит ли это, что Иисус, говоря «не судите», проповедует противное Богу?
Отношение Иисуса к суду
Кроме цитаты из Матфея 23:23, которую я уже привел в начале, Иисус также известен другим высказыванием о суде:
22 Моисей дал вам обрезание — хотя оно не от Моисея, но от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.
23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
(Евангелие от Иоанна, глава 7)
Иисус ясно дает понять, что суд должен быть праведным, а не абы каким. Он допускает судить и рассуждать, но призывает делать это по правде.
В этом плане Иисус не противоречит Богу, но повторяет его мысль и выражает солидарность с Божьими ценностями.
Какой суд можно считать праведным?
В нашем предыдущем отрывке Иисус сравнивал исцеление в субботу с обрезанием в субботу. Его смущали двойные стандарты: с какой стати в субботу обрезать можно, а исцелять нельзя? По его убеждению, отношение к субботе должно быть единообразным в обоих случаях. Нужен единый принцип рассуждения. Именно такой суд Иисус и находит праведным.
Аналогичный подход к суду я вижу в другом сюжете:
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Евангелие от Иоанна, глава 8)
Вот образец праведного суда. Пришедшие к Иисусу все до единого были нечисты на руку, но лишь одну женщину угораздило быть уличенной в грехе. Обвинители хотели поступить с ней, как велит закон Моисея. Но по такой правде забросать камнями следовало бы их всех!
Естественно, любой преступник желает милости к себе. А если мы сменим гнев на милость, то аналогичную милость следует оказать и этой женщине.
Таким образом Иисус обличил неправедных судей и защитил несчастную грешницу от заслуженной, казалось бы, гибели. Он нисколько не одобрил ее греха, но оказал ей милость: «иди и впредь не греши».
А как же «не судите»?
Казалось бы, слова Иисуса «не судите» прямо противоречат призыву судить судом праведным. Но если внимательно прочесть седьмую главу Матфея, то можно лучше понять, о чём идет речь:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Евангелие от Матфея, глава 7)
Здесь я вижу, что призыв не судить логически вытекает из общего принципа: каким судом судите, таким будете судимы. Именно этому принципу следовал Иисус, когда помиловал грешницу из предыдущего сюжета.
Если я суров к другим, то другие будут суровы ко мне.
Если я милостив к другим, то другие будут милостивы ко мне.
А как правильно: быть суровым или быть милостивым?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Выбор за мной.
Но если я принял решение судить человека, то я должен быть готов к такому же суду и в свой адрес.
Например, если я с сигаретой в зубах бью своего курившего сына, объясняя ему, что курить вредно, то я и сам заслуживаю побоев — за свое курение.
А если я сажаю педофила-насильника в тюрьму, то аналогичный суд на меня не действует, поскольку к педофилии и прочим подобным извращениям я не причастен, а аналогичное осуждение в мой адрес будет клеветой.
С другой стороны, согласен ли я сесть за решетку или понести смертную казнь, если сам совершу какое-то преступление? Если я готов, то буду смело и нещадно судить других. Такой суд будет праведным — единым для всех, включая меня.
Если же я желаю милости к себе, то по такой правде мне следует оказать аналогичную милость и к другим людям. Такой суд тоже будет праведным — единым для меня и для других.
Сдерживающий эффект «не судите»
Как я объяснил выше, Иисус допускал суд, но предписывал, чтобы всякий производимый суд был одинаковым для всех, включая самого судью.
Почему же множество людей до сих пор усердно держится выдернутого из контекста правила «не судите»?
Этому феномену я нахожу несколько объяснений.
1. Такой прием очень удобен в полемике для самозащиты.
Вот приходит к вам человек и начинает ездить по ушам, какой вы неправильный: то у вас не так, это не так, и мнение у вас неправильное, и одеты вы не так, и вообще вы кругом виноваты. Осуждает с головы до ног. А стоит ему что-то ответить по существу его претензий — и он тут же ныряет головой в песок: «Не судите, Иисус сказал!»
С какой стати у него есть право голоса, а у меня нет? Что за дискриминация? Я нахожу справедливым ожидать, что если он позволяет себе судить меня, то позволит и мне судить его. Но нет, оппонент желает себе тех привилегий, в которых отказывает мне.
Или он может сказать так: «Я не сужу, я обличаю. А ты судишь!» Но позвольте, какая здесь разница? Один и тот же поступок называется по-разному, судом или обличением, в зависимости от того, кто его совершает? Но название поступка сути не меняет.
Здесь я вижу одно лукавство и ничего более.
2. Можно предположить, что фраза «не судите» удерживает людей от страсти к осуждению окружающих.
Действительно, если я привык ворчать и гавкать на всех вокруг, то фраза «не судите», прозвучавшая как строгая заповедь, обязательная к исполнению, по идее, должна удержать меня от дальнейшего лая.
Это звучит логично! Возможно, в некоторых конкретных людях можно наблюдать такой эффект.
Но у нас в Костроме живет одна старушка. Иногда я вижу ее в автобусе, а иногда она ходит где-то в центре города. Я видел ее глаза. Они переполнены болью, отчаянием и подавленной злобой. А ее губы трясутся от какого-то вымученного бессилия. Она смотрит на прохожих, весело идущих по улицам с покупками, и что-то бормочет себе под нос.
Однажды я подошел к ней, чтобы узнать, в чём дело. И что я услышал? «Бог вам судья, Господь вам воздаст! Бог вам всем судья!»
Нет, она ни в чём не нуждалась. Я спрашивал. Она меня послала куда подальше и тоже пригрозила Божьим судом.
В этой женщине я увидел душу, замученную лютой ненавистью ко всем вокруг. Полагаю, она бы охотно высказала людям всё, что думает о них. Но заповедь «не судите» удерживает всю эту гадость внутри нее. И вот она ходит, мается и ворчит себе под нос, не зная покоя.
Установка «не судите» удерживает старушку от явного словесного осуждения, но никак не избавляет ее от накопленной в сердце ненависти.
Установка подавляет симптомы, но не устраняет причину.
Установка заботится о внешности чаши, но не вычищает ее изнутри.
Чистое сердце
С другой стороны, человек, чье сердце приучено любить ближнего, вообще не имеет потребности злословить кого-либо. Да, он может позволить себе суд, но он делает это осторожно и осмотрительно, чтобы никого лишний раз не обидеть и не оскорбить. Если он и судит, то судит праведно. А такой суд угоден Богу, и к такому же суду призывал Иисус.
Давайте же позволим, доверим Богу сотворить в нас чистое, любящее сердце. Не такое сердце, которое мысленно сжигает всех в аду за мнимые грехи, а любящее и нелицеприятное.
Такое же сердце, как у Бога, который возлюбил весь мир.