Каждому или почти каждому из нас известны стили управления – авторитарный, демократический, попустительский. Без тени сомнений мы считаем первый и последний плохими, неуместными, неподходящими для воспитания детей. Однако на самом деле это может быть не совсем правильным.
Об этом говорят неожиданные выводы психологического эксперимента Курта Левина, сделанные более 80 лет назад, а затем и его венгерских последователей.
Курт Левин и его эксперимент
Немецкий психолог Курт Левин изучал лидерство в довоенной Германии. В 1939 году с помощью коллег он провел эксперимент с тремя группами школьников, чтобы понять, как поведение лидера влияет на поведение группы. Мальчикам 10-11 лет дали задание вылепить маски из папье-маше.
В первой группе царила демократия. Каждый мог высказать свою точку зрения. Решения принимали коллективно. Общались в дружеском тоне.
Руководитель второй группы держался в стороне, всю ответственность перекладывал на других. Запреты отсутствовали.
Третья группа жестко управлялась единоличной властью взрослого. Мнение детей в расчет не принималось. Позиция руководителя – обезличенно-отчужденная.
Наблюдатели следили за общением и активностью в группах, оценивали их сплоченность и результативность.
Венгерский эксперимент на дошкольниках
В 80-х годах XX века венгерские исследователи повторили эксперимент Левина, заменив школьников на дошкольников, а изготовление маски – на лепку пасхальных яиц. Специально обученный воспитатель по-разному общалась с тремя группами малышей. Видео об этом эксперименте размещены в конце статьи.
Результаты первого и второго экспериментов
Казалось бы, что тут думать? Демократический стиль руководства – самый верный путь к высокому результату.
К удивлению ученых, наиболее эффективным оказался авторитарный стиль. Члены группы были самыми вовлеченными в процесс. У них просто не было возможности проявить творческое начало, всю энергию они направили на выполнение поставленной задачи.
Демократия снизила продуктивность детей, хотя мотивация оставалась высокой.
Попустительство вызвало шквал просьб дать инструкции, распоряжения и приказы по выполнению задания. Самостоятельность дети этой группы практически не проявляли.
Какой стиль общения с детьми выбираете вы? И почему?
Воспитателям и другим работникам детских садов будет полезен просмотр видео венгерского эксперимента (три фрагмента в общей сложности идут 20 минут). Очень любопытное, рекомендую.
Источник видео: https://www.youtube.com/channel/UCQUBxJ3M4Nnwy2t79Qv_ctg/videos