Найти тему
"МАГИЯ РЕТРО ТЕХНИКИ"

Москвич-2140SL, последняя реинкарнация легендарного 412-го

Москвич-2140SL раннего периода.
Москвич-2140SL раннего периода.

После появления в апреле 1970 года автомобиля Жигули ВАЗ-2101, советские автолюбители сразу разделились на «жигулистов» и «москвичистов», Волги и Запорожцы не обсуждались, Волги для большинства были не доступны, а Запорожцы ущербны. «Жигулисты» считали Москвич кондовым, а «москвичисты» считали Жигули консервной банкой. В итоге каждый оставался при своем мнении, но были конечно и перебежчики из одной категории в другую. «Москвичисты» в свою очередь делились на почитателей автомобилей АЗЛК и ИЖ, у каждого также были свои аргументы и доводы. Я не отношу себя ни к «москвичистам», ни к «жигулистам», в разное время владел как москвичами (408ИЭ/412ИЭ/2140/2140-117), так и жигулями (21011/2106/21074), являясь инженером, могу объективно оценивать их слабые и сильные стороны. Несомненно, что самым знаменитым советским малолитражным автомобилем в начале 70-х был Москвич-412ИЭ.

Практически серийный Москвич-412Э   минимально адаптированный для участия в  автомарафоне Лондон-Сидней, 1968 год.
Практически серийный Москвич-412Э минимально адаптированный для участия в автомарафоне Лондон-Сидней, 1968 год.
Практически серийный Москвич-412ИЭ  минимально адаптированный для участия в  автомарафоне Лондон-Мехико , 1970 год.
Практически серийный Москвич-412ИЭ минимально адаптированный для участия в автомарафоне Лондон-Мехико , 1970 год.

После успешных выступлений на международных автомарафонах Лондон-Сидней в 1968 году, Лондон-Мехико в 1970 году, на автомобильной выставке в Париже в 1971 году, Москвич-427ИЭ, универсал на базе 412-го, уже рекламировала звезда мирового кино, двадцатичетырехлетняя английская актриса Джули Десмонд.

 Двадцатичетырехлетняя  английская кинозвезда Джули Десмонд рекламирует Москвич-427ИЭ на выставке в Париже, 1971 год.
Двадцатичетырехлетняя английская кинозвезда Джули Десмонд рекламирует Москвич-427ИЭ на выставке в Париже, 1971 год.
Западные маркетологи тоже не дремали, надо рекламировать, если продается и пользуется популярностью и спросом у покупателей.
Западные маркетологи тоже не дремали, надо рекламировать, если продается и пользуется популярностью и спросом у покупателей.

К семидесятым годам Moskvitch стал мировым брендом, в 60-х в Европе успешно продавались 407Э, 403Э, 408Э, 412Э, существовали тюнинговые фирмы, специализирующиеся на Москвичах, МЗМА (с 1968 года АЗЛК) выпускал машинокомплекты Москвич-408К/426К/433К, которые собирались в ряде стран, в том числе в центре Европы, в развитой капиталистической Бельгии, фирмой Scaldia-Volga. Не зря во время вакханалии 90-х бренд Москвич/Moskvitch/ Moskvich был присвоен нечистоплотными проходимцами и продан известной французской фирме, как и положено скупленное краденное, до поры до времени выдерживается, и только потом выдается «за свое». К середине 70-х Москвич-412ИЭ стал морально устаревать, экспортные продажи его стали падать, требовалось обновление…, в результате модернизации 412ИЭ в 1974 году был разработан 412М с измененным оперением и салоном, конвейерный вариант которого появился в 1976 году и получил название Москвич-2140. По мере освоения выпуска автомобиля Москвич-2140 появилось несколько необычных переходных гибридов, в декабре 1975 года выпускали Москвич-412ИЭ с задней частью 2140 и с ВУТ вместо ГВУТ, с января по апрель 1976 года выпускалась часть 2140 с дверями и салоном 412ИЭ, с апреля по июль 1976 года выпускались практически полноценные 2140, но часть собиралась с рулевой колонкой и рулем от 412ИЭ. В рамках проекта «412М» разрабатывалась и люксовая, чисто экспортная версия для западного рынка, рассматривались концепции различных зарубежных дизайнерских ателье в рамках сотрудничества с АЗЛК. В результате 1 июля 1979 года разработанная и утвержденная техническая документация на Москвич-2140SL (Super Luxe) была передана в производство, основным поставщиком оригинальных деталей (бампера, фонари, обивка салона, противосолнечные козырьки с консолью и пр.) стала фирма Saturnus из СФРЮ.

Салон 2140SL был современен даже по европейским меркам.
Салон 2140SL был современен даже по европейским меркам.

-7

Первый переходной Москвич-2140SL я увидел на Спартакиаде Народов СССР в августе 1979 года, принадлежал Спорткомитету СССР, был белого цвета, на передних дверях были откидные форточки, салон был светло-бежевого цвета, обычный дерматиновый 2140, но стояло люксовое торпедо, щиток приборов был отличный от привычного, часы были стрелочные с круглым циферблатом.

Ранний люксовый щиток приборов в настоящее время можно наверное увидеть только в экспортном каталоге.
Ранний люксовый щиток приборов в настоящее время можно наверное увидеть только в экспортном каталоге.
Руль 2140, изображен в заводской инструкции, которая была приложена к автомобилю Москвич-2140SL, выпущенному в декабре 1979 года, щиток приборов уже изображен стандартный для всех люксов.
Руль 2140, изображен в заводской инструкции, которая была приложена к автомобилю Москвич-2140SL, выпущенному в декабре 1979 года, щиток приборов уже изображен стандартный для всех люксов.

Руль стоял 2140, стоял трехрожковый подрулевой переключатель режимами управления дворниками, ремни безопасности стояли инерционные, но только передние, колеса стояли стандартные 2140 с хромированными колпаками, все наружные люксовые молдинги и шильдики присутствовали. В декабре 1979 года Москвич-2140SL купил сосед отца по гаражу, сосед тогда работал главным инженером треста «Москвичстроймонтаж» и сумел по своим связям ухватить на АЗЛК очень редкий на то время экспортный автомобиль. С экспортным Москвич-2140SL выпущенным в самом конце 1979 года, мне удалось познакомиться поближе, с соседом у меня были дружеские отношения, и я видел его люкс часто, в течении 15 лет, в том числе в подразобранном виде, нередко помогал с ремонтом. Автомобиль Москвич-2140SL соседа был предназначен для экспорта в Скандинавские страны, маркировка модели на сводной заводской табличке была 2140-600, кузов был окрашен югославским металликом цвета «аллигатор», стояли галогенные фары FER, производства ГДР, мегаредкие даже в более позднее время, стояли фарочистители FER с поводками черного цвета, запитаны были нестандартно по сравнению с 2140, включались выключателем, расположенным с права от рулевой колонки (аналогичный выключатель на 2140 управляет режимами стеклоочистителя), имели три режима кратковременный с омывом фар, и постоянные режимы с двумя скоростями маха щеток, передние двери уже были со стеклами без форточек, уголки направляющие стекла были изготовлены из силумина и окрашены, не были предназначены для установки боковых зеркал, боковые зеркала стояли 2103 с левой и правой стороны, но имели черное покрытие. Салон уже чисто люксовый, был укомплектован шведскими инерционными ремнями безопасности, как для передних сидений, так и для задних пассажиров, стояло необычное внутрисалонное зеркало похожее на зеркало 2103, но имевшее другой кронштейн-ножку с присоской к лобовому стеклу, исключение из люксовой комплектации составляли резиновые коврики на полу от 2140 и руль 2140, но экспортный с аббревиатурой AZLK на латинице, стоял экспортный радиоприемник А-271-Е с диапазоном УКВ 88-104МГц, в пятерочном исполнении, под радиоприемником была расположена клавиша включения заднего противотуманного фонаря, расположенного под задним бампером с левой стороны. В целом у соседа был совершенно полноценный, привычный Москвич-2140SL, с оригинальными бамперами, деколями, молдингами, фонарями, задним стеклом с электрообогревом, колесами 5J с пластиковыми колпаками, на водосточных желобах крыши стояли составные молдинги из нержавейки от 408-го, которые и на экспортных 412ИЭ и 2140, встречались не часто, в основном на ранних экспортных четырехфарниках 408Э/412Э. Двигатель был укомплектован даазовским карбюратором типа «полуозон», без ЭПХХ, трамблер стоял Р-147, термостат выносной, производства ВНР, генератор стоял итальянский Marelli 65А, аккумулятор стоял Varta 60А/Ч производства ФРГ. Позднее, расставшись с люксом, сосед подарил мне экспортный каталог Москвич-2140SL, 1980 года на четырех языках, составленный по состоянию конструкции на 1 июля 1979 года, дополнение к данному каталогу 1982 года, составленное по состоянию конструкции на 1 июня 1981 года, заводскую инструкцию к своему автомобилю, правда переплетенную из-за износа обложки.

-10
-11

В начале 80-х ожидаемого подъема экспортных продаж автомобиля Москвич-2140SL не произошло, концепция автомобиля «412» из 60-х годов полностью себя исчерпала, в итоге было принято решение начать выпуск автомобиля Москвич-2140SL на внутренний рынок. Не последнюю роль сыграли санкции США против Олимпиады-80, у АЗЛК были расторгнуты валютные экспортные контракты на поставку люксов с ФРГ, Францией, Норвегией, Швецией, поставка в рамках СЭВ в соцстраны валюту не приносила, а оставшиеся импортеры из Финляндии и Греции расплачивались за автомобили бартером, первые шмотьем, вторые апельсинами.

-12

Поступили как обычно, сделали «подарок» 26 Съезду КПСС, опубликовали в январском журнале «За рулем» за 1981 год статейку «о новом» Москвиче, а с 1982 года стали выпускать хорошо знакомый люкс 2140-117.

2140-117 в стандартном исполнении, покрашен югославской краской Дуга, цвета "гоби".
2140-117 в стандартном исполнении, покрашен югославской краской Дуга, цвета "гоби".

Несомненно, появись Москвич-2140SL в начале 70-х, он пять-шесть лет был бы востребован на западном рынке, но АЗЛК с появлением ВАЗа стал пасынком в Минавтопроме, и финансировался по остаточному принципу. В 1987 году я стоял в очереди на покупку ВАЗ-2106, в конторе где работал, но предлагали только неполноценные ВАЗ-21063 с маломощными двигателями 21011, с упрощенной комплектацией, неожиданно пришла разнарядка на Москвич-2140-117 в комплектации люкс, желающих не было, долго раздумывать не стал, с москвичами был неплохо знаком, проблем с запчастями не было, в отличии от жигулей, и через три дня я выехал из магазина «Автомобили» в Южном Порту на новеньком люксе цвета «гоби», он был из последней партии, без "погон" на боковых стойках рамки заднего стекла. Не разу не пожалел, что купил тот люкс и вывалил за него 8200 рублей (обычный 2140 стоил тогда 7486 рублей), откатал на нем «в хвост и гриву» 159 тыс.км. без серьезных ремонтов и вложений, даже в КПП Омского завода влезать не пришлось, не даром агрегаты, которые шли на комплектацию люксов, на АЗЛК проходили выборочный входной контроль, через пять лет продал его, на кузове не было и следов коррозии, что удивительно для автомобиля, выпущенного в конце 80-х годов, служебные Волги ГАЗ-2410 приписанные к моей конторе, выпущенные в эти годы, сгнивали в хлам, про 2141 и говорить не приходится.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров
Авто
5,66 млн интересуются