После появления в апреле 1970 года автомобиля Жигули ВАЗ-2101, советские автолюбители сразу разделились на «жигулистов» и «москвичистов», Волги и Запорожцы не обсуждались, Волги для большинства были не доступны, а Запорожцы ущербны. «Жигулисты» считали Москвич кондовым, а «москвичисты» считали Жигули консервной банкой. В итоге каждый оставался при своем мнении, но были конечно и перебежчики из одной категории в другую. «Москвичисты» в свою очередь делились на почитателей автомобилей АЗЛК и ИЖ, у каждого также были свои аргументы и доводы. Я не отношу себя ни к «москвичистам», ни к «жигулистам», в разное время владел как москвичами (408ИЭ/412ИЭ/2140/2140-117), так и жигулями (21011/2106/21074), являясь инженером, могу объективно оценивать их слабые и сильные стороны. Несомненно, что самым знаменитым советским малолитражным автомобилем в начале 70-х был Москвич-412ИЭ.
После успешных выступлений на международных автомарафонах Лондон-Сидней в 1968 году, Лондон-Мехико в 1970 году, на автомобильной выставке в Париже в 1971 году, Москвич-427ИЭ, универсал на базе 412-го, уже рекламировала звезда мирового кино, двадцатичетырехлетняя английская актриса Джули Десмонд.
К семидесятым годам Moskvitch стал мировым брендом, в 60-х в Европе успешно продавались 407Э, 403Э, 408Э, 412Э, существовали тюнинговые фирмы, специализирующиеся на Москвичах, МЗМА (с 1968 года АЗЛК) выпускал машинокомплекты Москвич-408К/426К/433К, которые собирались в ряде стран, в том числе в центре Европы, в развитой капиталистической Бельгии, фирмой Scaldia-Volga. Не зря во время вакханалии 90-х бренд Москвич/Moskvitch/ Moskvich был присвоен нечистоплотными проходимцами и продан известной французской фирме, как и положено скупленное краденное, до поры до времени выдерживается, и только потом выдается «за свое». К середине 70-х Москвич-412ИЭ стал морально устаревать, экспортные продажи его стали падать, требовалось обновление…, в результате модернизации 412ИЭ в 1974 году был разработан 412М с измененным оперением и салоном, конвейерный вариант которого появился в 1976 году и получил название Москвич-2140. По мере освоения выпуска автомобиля Москвич-2140 появилось несколько необычных переходных гибридов, в декабре 1975 года выпускали Москвич-412ИЭ с задней частью 2140 и с ВУТ вместо ГВУТ, с января по апрель 1976 года выпускалась часть 2140 с дверями и салоном 412ИЭ, с апреля по июль 1976 года выпускались практически полноценные 2140, но часть собиралась с рулевой колонкой и рулем от 412ИЭ. В рамках проекта «412М» разрабатывалась и люксовая, чисто экспортная версия для западного рынка, рассматривались концепции различных зарубежных дизайнерских ателье в рамках сотрудничества с АЗЛК. В результате 1 июля 1979 года разработанная и утвержденная техническая документация на Москвич-2140SL (Super Luxe) была передана в производство, основным поставщиком оригинальных деталей (бампера, фонари, обивка салона, противосолнечные козырьки с консолью и пр.) стала фирма Saturnus из СФРЮ.
Первый переходной Москвич-2140SL я увидел на Спартакиаде Народов СССР в августе 1979 года, принадлежал Спорткомитету СССР, был белого цвета, на передних дверях были откидные форточки, салон был светло-бежевого цвета, обычный дерматиновый 2140, но стояло люксовое торпедо, щиток приборов был отличный от привычного, часы были стрелочные с круглым циферблатом.
Руль стоял 2140, стоял трехрожковый подрулевой переключатель режимами управления дворниками, ремни безопасности стояли инерционные, но только передние, колеса стояли стандартные 2140 с хромированными колпаками, все наружные люксовые молдинги и шильдики присутствовали. В декабре 1979 года Москвич-2140SL купил сосед отца по гаражу, сосед тогда работал главным инженером треста «Москвичстроймонтаж» и сумел по своим связям ухватить на АЗЛК очень редкий на то время экспортный автомобиль. С экспортным Москвич-2140SL выпущенным в самом конце 1979 года, мне удалось познакомиться поближе, с соседом у меня были дружеские отношения, и я видел его люкс часто, в течении 15 лет, в том числе в подразобранном виде, нередко помогал с ремонтом. Автомобиль Москвич-2140SL соседа был предназначен для экспорта в Скандинавские страны, маркировка модели на сводной заводской табличке была 2140-600, кузов был окрашен югославским металликом цвета «аллигатор», стояли галогенные фары FER, производства ГДР, мегаредкие даже в более позднее время, стояли фарочистители FER с поводками черного цвета, запитаны были нестандартно по сравнению с 2140, включались выключателем, расположенным с права от рулевой колонки (аналогичный выключатель на 2140 управляет режимами стеклоочистителя), имели три режима кратковременный с омывом фар, и постоянные режимы с двумя скоростями маха щеток, передние двери уже были со стеклами без форточек, уголки направляющие стекла были изготовлены из силумина и окрашены, не были предназначены для установки боковых зеркал, боковые зеркала стояли 2103 с левой и правой стороны, но имели черное покрытие. Салон уже чисто люксовый, был укомплектован шведскими инерционными ремнями безопасности, как для передних сидений, так и для задних пассажиров, стояло необычное внутрисалонное зеркало похожее на зеркало 2103, но имевшее другой кронштейн-ножку с присоской к лобовому стеклу, исключение из люксовой комплектации составляли резиновые коврики на полу от 2140 и руль 2140, но экспортный с аббревиатурой AZLK на латинице, стоял экспортный радиоприемник А-271-Е с диапазоном УКВ 88-104МГц, в пятерочном исполнении, под радиоприемником была расположена клавиша включения заднего противотуманного фонаря, расположенного под задним бампером с левой стороны. В целом у соседа был совершенно полноценный, привычный Москвич-2140SL, с оригинальными бамперами, деколями, молдингами, фонарями, задним стеклом с электрообогревом, колесами 5J с пластиковыми колпаками, на водосточных желобах крыши стояли составные молдинги из нержавейки от 408-го, которые и на экспортных 412ИЭ и 2140, встречались не часто, в основном на ранних экспортных четырехфарниках 408Э/412Э. Двигатель был укомплектован даазовским карбюратором типа «полуозон», без ЭПХХ, трамблер стоял Р-147, термостат выносной, производства ВНР, генератор стоял итальянский Marelli 65А, аккумулятор стоял Varta 60А/Ч производства ФРГ. Позднее, расставшись с люксом, сосед подарил мне экспортный каталог Москвич-2140SL, 1980 года на четырех языках, составленный по состоянию конструкции на 1 июля 1979 года, дополнение к данному каталогу 1982 года, составленное по состоянию конструкции на 1 июня 1981 года, заводскую инструкцию к своему автомобилю, правда переплетенную из-за износа обложки.
В начале 80-х ожидаемого подъема экспортных продаж автомобиля Москвич-2140SL не произошло, концепция автомобиля «412» из 60-х годов полностью себя исчерпала, в итоге было принято решение начать выпуск автомобиля Москвич-2140SL на внутренний рынок. Не последнюю роль сыграли санкции США против Олимпиады-80, у АЗЛК были расторгнуты валютные экспортные контракты на поставку люксов с ФРГ, Францией, Норвегией, Швецией, поставка в рамках СЭВ в соцстраны валюту не приносила, а оставшиеся импортеры из Финляндии и Греции расплачивались за автомобили бартером, первые шмотьем, вторые апельсинами.
Поступили как обычно, сделали «подарок» 26 Съезду КПСС, опубликовали в январском журнале «За рулем» за 1981 год статейку «о новом» Москвиче, а с 1982 года стали выпускать хорошо знакомый люкс 2140-117.
Несомненно, появись Москвич-2140SL в начале 70-х, он пять-шесть лет был бы востребован на западном рынке, но АЗЛК с появлением ВАЗа стал пасынком в Минавтопроме, и финансировался по остаточному принципу. В 1987 году я стоял в очереди на покупку ВАЗ-2106, в конторе где работал, но предлагали только неполноценные ВАЗ-21063 с маломощными двигателями 21011, с упрощенной комплектацией, неожиданно пришла разнарядка на Москвич-2140-117 в комплектации люкс, желающих не было, долго раздумывать не стал, с москвичами был неплохо знаком, проблем с запчастями не было, в отличии от жигулей, и через три дня я выехал из магазина «Автомобили» в Южном Порту на новеньком люксе цвета «гоби», он был из последней партии, без "погон" на боковых стойках рамки заднего стекла. Не разу не пожалел, что купил тот люкс и вывалил за него 8200 рублей (обычный 2140 стоил тогда 7486 рублей), откатал на нем «в хвост и гриву» 159 тыс.км. без серьезных ремонтов и вложений, даже в КПП Омского завода влезать не пришлось, не даром агрегаты, которые шли на комплектацию люксов, на АЗЛК проходили выборочный входной контроль, через пять лет продал его, на кузове не было и следов коррозии, что удивительно для автомобиля, выпущенного в конце 80-х годов, служебные Волги ГАЗ-2410 приписанные к моей конторе, выпущенные в эти годы, сгнивали в хлам, про 2141 и говорить не приходится.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров