Никогда не знаешь, куда тебя закинет судьба. Эта истина оказалась применима не только к людям, но и к автомобилям. Следующие 10 машин мы часто встречаем в России, но их никак не ожидаешь увидеть в странах, о которых сегодня пойдёт речь.
Москвич-412 в Исландии
В Исландии холодно, сыро и малолюдно. Примерно, как в северных регионах России. Однако причина появления на острове отечественных автомобилей совсем не в этом. Например, несколько вазовских внедорожников «Нива» попали сюда из Европы в конце 1970-х: в Исландии модель называлась Lada Sport. Что касается остальных машин, то они достались Исландии по бартеру. В том числе и «Москвич» с этих фотографий.
В 70-е годы между двумя странами НАТО, Исландией и Великобританией шла так называемая «тресковая война». Рыболовные суда Великобритании заходили в богатые треской воды Исландии и занимались промыслом. В это же самое время корабли Королевских ВМС блокировали большие торговые суда Исландии, чтобы те не могли выходить из портов и доставлять уже обработанную рыбу на континент. Мелкие катера и корабли рыбаков при этом никто не трогал.
Логика у британцев была следующей: со временем у исландцев будет столько рыбы в хранилищах, что они просто перестанут выходить в море на какое-то время, а значит — и мешать их рыбалке. Но подданные Её величества не учли один факт…
Они не учли, что на помощь исландцам придёт Советский Союз. Поскольку вооружённые силы и Великобритании, и Исландии не горели желанием конфликтовать с советскими, корабли СССР без проблем заходили в порты Исландии. Там и происходил обмен товарами: Советский Союз получал от Исландии свежую рыбу, а Исландия — продукцию СССР, в том числе и автомобили.
Большая часть завезённых машин была представлена «Жигулями», но были в списках экспорта и «Москвичи». Один из них, «Москвич»-412 1974 года, до сих пор живёт на острове. И пребывает в отличном состоянии.
СМЗ С-3Д в Великобритании
Автомобили Серпуховского автозавода могли приобрести лишь советские граждане с ограниченными физическими возможностями. Однако пользовались этим далеко не все: не самые комфортабельные машины c мотоциклетными двигателями были неудобными в управлении и дольше простаивали в гаражах на домкратах, чем ездили по дорогам.
Воспользоваться возможностью и стать обладателем этого чуда техники можно было по всему Советскому Союзу — в том числе и в Литве. Именно там большую часть жизни и провело заднемоторное двухместное «купе» с двигателем воздушного охлаждения, которое представлено на фото.
Автомобиль, который технически похож на ранние Porsche 911, жил в Литве до 2016 года, после чего перебрался с владельцем в британский Вустер. Причём, по словам хозяина, переехавшего с машиной, на Туманном Альбионе машина совершенно не ездила. И именно по этой причине в декабре 2018 года С-3Дбыла выставлена на продажу на eBay. Последняя ставка, которую зафиксировал интернет, составила 1000 фунтов стерлингов (около 87 тысяч рублей). Неплохо для советской «инвалидки» с 350-кубовым мотором мощностью 18 лошадиных сил.
Ладога АС-1913 в Анголе
В этом чудовище на гусеничном ходу далеко не каждый сможет распознать УАЗ-469. Но это именно он. Изначально проект «Ладога» создавался для инкассаторских служб России, однако несколько экземпляров этого вездехода попали в Анголу, где их ждала очень непростая судьба.
В 1991 году правительство африканской страны заказало 20 автомобилей «Ладога» для патрулирования алмазных приисков. Согласно техзаданию, 10 патрульных автомобилей должны были быть на колёсном ходу, а другие 10 — на гусеничном. Причём оба варианта машины нужно было ещё и максимально унифицировать, чтобы быстро превращать колёсные варианты в гусеничные, и наоборот.
Уже весной 1992 года первая партия из 10 колёсных машин прибыла в Анголу, а вот с гусеничным вариантом случилась накладка — движители от Bombardier слишком долго проходили таможенное оформление, из-за чего вторая партия Ладог попала в Анголу лишь осенью.
Но самое главное, что к тому моменту машины спецназначения оказались никому не нужны — в стране начались беспорядки и у властей появились проблемы посерьёзнее. А когда к внедорожникам, простаивающим в порту, вернулись, то обнаружилось, что лишь шесть из них были более-менее комплектными, а остальные растащили на запчасти.
В начале 2017-го года одна из таких более-менее комплектных машин была приобретена КБ Смирнова. Экземпляр на гусеничном ходу полностью восстановили.
ГАЗ-21 в Австралии
Если бы не Лембит Мардер, Волг на «перевёрнутом» континенте и поныне бы не было. Но судьба распорядилась иначе.
Хотя сам Лембит родился и всю жизнь прожил в Австралии, его родители были эмигрантами из Эстонии. И в 1983 году мама и папа Лембита решили, что сыну неплохо было бы познакомиться со своими корнями. Летом того же года юноша поехал к своим родственникам в Прибалтику. История умалчивает о том, понравилась ли Лембиту родина предков, но что юноше однозначно запомнилось и запало в душу, так это 21-я «Волга». Как вспоминал Лембит, она походила на американские и австралийские автомобили, но при этом была какой-то другой.
Любовь к «Волге» юноша пронёс через всю свою жизнь и в 2009 году импортировал первую 21-ю в Австралию. На месте выяснилось, что автомобиль был далёк от идеала, а его ремонт обойдётся в 20 с лишним тысяч австралийских долларов! Поэтому Лембит продал серую Волгу какому-то авантюристу и импортировал другую, на этот раз чёрную. А серая машина так и осталась в Австралии.
Поездив на чёрном ГАЗ-21 какое-то время, Лембит передал машину Национальному автомузею в Бердвуде (Южная Австралия). Сейчас известно по меньшей мере о трёх 21-х «Волгах» в Австралии — ещё один экземпляр (белого цвета) был импортирован посетителем музея.
ГАЗ-3102 Лимузин в Сирии
За каждым лимузином на базе «Волги» стоит интересная история, но этот автомобиль по-настоящему особенный. Почти всю жизнь он провёл в Сирии, но сейчас вернулся на родину, чтобы занять место в чьей-то коллекции.
Машина была изготовлена нижегородским ателье «Рида» по заказу Сирийской народной республики. Учитывая название проекта («Башар Асад»), несложно догадаться, для кого был предназначен бронированный лимузин. Эту же версию подтверждает архивное фото.
Автомобиль получил удлинённый кузов со стальными бронелистами и толстенными (27,5 миллиметров) стёклами по кругу, которые для безопасности не опускались. Из-заэтого, а также из-за установки нового мотора, тойотовского 3RZ-FE, масса «Волги» подскочила до 1900 килограммов.
Помимо иного двигателя, увеличенной колёсной базы и брони, лимузин отличают усиленная подвеска с амортизаторами Bilstein, отверстия для флагштоков на крыльях, антенны радиосвязи на крыше и перешитый в кожу салон. Поскольку климат в Сирии жаркий, на борту имеется и мощный кондиционер. Машина прибыла на Ближний Восток в начале нынешнего века, однако особо не эксплуатировалась.
ЗиЛ-41045 в США
Тираж ЗиЛ-41045, который выпускался в период с 1983 по 1985 год, составил 65 экземпляров. Большая часть этих машин была уничтожена сразу после того, как их вывели из состава гаража особого назначения. Каковы шансы, что один из таких автомобилей выживет, а потом переберётся в Соединённые Штаты?
Шансы очень малы, но это всё-таки случилось: один из лимузинов 1985 года с 2014 года пребывает в Нью-Йорке. Ходит молва, что это не просто последний лимузин из серии 41045, но и тот самый автомобиль, который в 1987 году обслуживал Михаила Горбачёва во время его визита в Вашингтон. Вот уж поистине автомобиль с историей!
Несмотря на коллекционный статус, ЗиЛ периодически выезжает на променады. Представьте, каково американцам созерцать неизвестный седан, который по своим размерам превосходит Cadillac Escalade. Да и звук местным петролхэдам понравится: 7,7 атмосферных литров, упакованных в двигатель V8, не могут плохо звучать.
Кстати, 41045 — не единственный лимузин ЗиЛ в Штатах. В 2017 году на Craigslist продавали седан уже постсоветской эпохи, 41047. Покупатель хотел выручить за машину 750 тысяч долларов.
ЗАЗ-1102 Таврия в Чили
Куда только нашего брата не заносило… Но вот это прямо почти, как найти наши машины на Марсе: «Таврии» обнаружили в Чили. Достоверно неизвестно, как продукция Запорожского автозавода оказалась так далеко от дома. Но самая правдоподобная версия звучит следующим образом: в начале 90-х аргентинский гонщик и предприниматель Освальд «Коко» Лопес искал дешёвые машины для проведения соревнований по ралли-кроссу. И остановился на украинских Тавриях. Естественно, не все машины шли в автоспорт – некоторые из них продавались всем желающим в салоне.
Но, поскольку названия ЗАЗ и «Таврия» для аргентинцев звучали, примерно, как «ывлаоыфук7илывои» и «ло7р098фыв», Лопес импортировал машины под именем Lada Tavria. Причём на некоторых экземплярах 1102 эмблема завода ЗАЗ была заменена ВАЗовской ладьёй.
Уже из Аргентины машины начали расползаться по всей Южной Америке, некоторые из них добрались до Чили. Как и Лопес, местные жители чинят Таврии с использованием деталей от Fiat и Renault. Не исключено, что такие «Таврии» надёжнее заводских.
Lada 4x4 («Нива») в Японии
В Японии можно найти любой автомобиль: от классических Мерседесов от AMG с пробегами в районе 10 тысяч километров до ультимативных Porsche 962, на которых можно ездить по дорогам общего пользования. Не являются исключением и российские, и советские автомобили: их тут тоже хватает.
Некоторое время назад японцы крепко «подсели» на отечественную «Буханку» — уж больно им нравится добродушный взгляд внедорожного фургона. Настолько, что под «Буханку» даже стилизуют некоторые кей-кары! Но есть ещё один российский автомобиль, который японцы хорошо знают, — это «Нива».
Более того, «Нива» до сих пор является единственной российской легковушкой, которая официально продавалась в Японии: она была доступна на острове с начала 1980-х и называется Lada Taiga. В Советском Союзе рассчитывали, что машина будет конкурировать с местными компактными внедорожниками, вроде Suzuki Samurai, однако налоговые надбавки, которыми облагаются все импортные машины, сделали «Ниву» в Японии краснокнижным автомобилем.
Цены на подержанные внедорожники в Стране восходящего солнца составляют около полутора миллионов рублей. На новые — около двух. И покупатели до сих пор находятся!
Lada Vesta Sport в Швейцарии
Прошли те годы, когда Швейцария была одной из самых автоспортивных стран Европы. Сейчас в государстве сумасшедшие штрафы за превышение скорости, а автоспортивные соревнования вообще запрещены. Тем не менее, это не значит, что в банковском раю перевелись автоспортсмены.
Иначе как объяснить
появление на местных дорогах Lada Vesta Sport на местных номерах? Настоящий эксклюзив, такой в Швейцарии не купишь на каждом углу! Да, автомобили Lada продаются в стране официально, но швейцарские дилеры предлагают лишь «Ниву» и обычные Весты — седан, а также универсалы SW и SW Cross.
Ходят слухи, что машина была куплена в Германии, но и там версия Vesta Sport официально не продаётся. Короче говоря, загадка. Зато у нас Vesta Sport уже год как продаётся, цены на неё начинаются от 1 057 900рублей. Комплектация лишь одна, и она включает 145-сильный атмосферный двигатель, спортивное шасси, пятиступенчатую МКП от Renault, а также обвес.
Aurus Senat в Бельгии
Ещё более загадочный случай, чем Vesta Sport в Швейцарии. Официальные продажи лимузинов Аурус ещё не начались даже у нас, но по дорогам Бельгии уже ездит белый седан на местных номерах. О чём это может говорить?
О том, что Aurus точно будет продаваться в странах Бенилюкса. Машина, которую сфотографировали в Бельгии, несла на себе номерные знаки с зелёными символами — такие обычно ставят дилерские центры. Вероятнее всего, машина предназначена для тестовых поездок потенциальных покупателей.
Более-менее полномасштабное производство российских гибридных седанов с 4,4-литровым мотором стартует в 2021 году на мощностях группы Sollers. Первые частные клиенты получат свои машины в мае того же года. Цены на Senat начинаются от 18 миллионов рублей. Когда свои автомобили смогут получить бельгийские фанаты тяжелого российского люкса, непонятно.