История полна знаменитого соперничества. Большинство проистекает из захвата власти или израненной гордости - некоторые из них являются комбинацией двух. Однако лучшие спорные отношения - это те, которые создают самые легендарные сказки. Возьмите сагу о том, как Генри Форд II - он же Хэнк Двойка - попытался приобрести Ferrari в 1963 году, вызвав почти десятилетнюю вражду между ним и Энцо Феррари, сильным человеком, которому принадлежал итальянский автопроизводитель.
История начинается в начале 1960-х годов. Покупательские привычки в США изменились, когда поколение бэби-бумеров достигло совершеннолетия. Впервые в истории молодежь стала для американского бизнеса более важной, чем их родители. У бумеров был большой располагаемый доход, который можно было потратить на такие вещи, как автомобили, одежда и дома, и в отличие от своих родителей, «которые спасли пенни, заработали пенни», которые пережили Великую депрессию и Вторую мировую войну, они искали что-то уникальное от нового автомобиля. Они хотели автомобили, которые были бы более спортивными и сексуальными, ценящими скорость и производительность, а не комфорт и надежность. Они хотели спортивные автомобили, факт, который не был потерян руководителями Ford Motor Co.
В 1962 году Ford вышел из крупного спада продаж благодаря неудачным продуктам, таким как Edsel, и растущей популярности конкурирующих продуктов GM и Chrysler. Генеральный директор Генри Форд II, старший сын Эдселя Форда и старший внук Генри Форда, отчаянно искал способ переломить ситуацию. Высшее руководство, в том числе генеральный директор Ford Division Ли Якокка , убедили его, что ответом была спортивная машина.
Была только одна проблема: у Форда не было спортивного автомобиля в его портфеле, и не было никаких планов построить их. (Легендарный Мустанг Якокки был все еще на расстоянии нескольких лет от производства.)
Было решено, что наиболее целесообразным способом вывести автомобиль на рынок будет его приобретение. Тогда-то и возникла идея приобрести Ferrari, которая в те годы была, прежде всего, гоночной автомобильной компание.
Весной 1963 года, после месяцев переговоров, казалось, что соглашение уже близко. Форд заплатит Энцо Феррари 10 миллионов долларов за его компанию и все ее активы. Бывший гонщик Энцо, предположительно, стремился заключить сделку с Фордом, что избавило бы его от бремени ежедневного управления компанией. Но Ferrari отказалась от оговорки в контракте, в которой говорилось, что Ford будет контролировать бюджет и, таким образом, все решения, регулирующие гоночную команду Ferrari. Энцо не хотел отказываться от контроля над программой автоспорта своей компании. Он сказал представителям Ford, что никогда не будет продавать по этим условиям, и добавил, что не продаст некрасивой компании, которая производит некрасивые машины на некрасивой фабрике. Ходят слухи, что он также лично оскорбил Генри II, намекнув, что не может поднести свечу своему деду,
Чтобы еще больше оскорбить, Энцо развернулся и продал контрольный пакет акций Ferrari итальянскому автопроизводителю Fiat. Некоторые руководители Ford, в том числе Deuce, предположили, что Enzo вообще никогда не задумывался о продаже Ford, а только вел переговоры с компанией, чтобы заставить Fiat поднять цену. Уловка сработала, и Генри II остался выглядеть как дурак - без сделки.
Чтобы отомстить, Генри решил построить спортивную машину, которая будет унижать Ferrari там, где он имел для него наибольшее значение, 24 часа Ле-Мана. Семена для легендарной гоночной машины GT40 были посеяны.
Первоначально задача создания так называемого Ferrari Killer была возложена на Форд Форс Групп в Великобритании. Они уже разрабатывали автомобиль, который будет использовать двигатель, созданный экспериментальной группой двигателей Ford, расположенной в Дирборне, штат Мичиган.
Хотя первая партия GT40, выпущенная из Advance Vehicle Group, была быстрой, она также была невероятно нестабильной и ненадежной. И тормоза были совершенно опасными.
Согласно Popular Mechanics , инженеры Ford подсчитали, что когда водитель нажимает на тормоза в конце Mulsanne Straight в Ле-Мане, роторы передних тормозов нагреваются до 1500 градусов по Фаренгейту в течение нескольких секунд, что приводит к выходу их из строя. Это оказалось бы катастрофическим - даже смертельно опасным - для любого гонщика, пытающегося соревноваться на северо-западе Франции.
В конечном счете, команда Ford не могла понять, как заставить автомобили твердо держаться на асфальте, не говоря уже о том, чтобы работать непрерывно в течение 24 часов, два шага для победы в Ле-Мане. После поражения от Ferrari в Ле-Мане в 1964 и 1965 годах Форд обратился к легендарному автомобилестроителю из Лос-Анджелеса Кэрроллу Шелби, одному из единственных американских гонщиков, когда-либо побеждавших в Ле-Мане, для участия в гоночных операциях. Шелби уже был консультантом проекта, но теперь он отвечал за его успех или провал.
После сложного старта Шелби и его надежный друг, опытный водитель и инженер-специалист Кен Майлз, заново изобрели GT40. И они сделали это, сотрудничая с Advanced Vehicle Group и экспериментальной группой двигателей Ford, а не с нуля.
Шелби и Майлз улучшили управляемость и устойчивость автомобиля. Они приклеили ленты или пучки шерсти к внешней части автомобиля, чтобы увидеть, как воздух перемещается вокруг и вокруг автомобиля. Чем лучше автомобиль прорезает воздух, тем меньше энергии требуется для движения автомобиля, что также приводит к меньшему расходу топлива. Если пряжа лежала ровно, все было хорошо. Если нет, то это указывало на недостатки конструкции автомобиля, которые отрицательно влияли на прижимную силу и устойчивость. Собранные данные позволили Майлзу и Шелби сделать модификации кузова и подвески, которые помогли GT40 быть более устойчивым и маневренным на трассе.
Проблема с тормозом была решена Филом Ремингтоном, инженером команды Ford. Он разработал быстросменную тормозную систему, которая позволяла механикам менять новые колодки и роторы во время смены водителя, чтобы команде не пришлось беспокоиться о тормозах.
Для решения вопросов надежности команда использовала динамометр. Сегодня общепринятая практика установки двигателя на динамометрическом стенде была революционной в середине шестидесятых. Динамометр - это устройство, которое может измерять силу, мощность и скорость, поэтому вы можете определить, сколько энергии вам нужно или сколько у вас под рукой. Экспериментальная команда записывала на видео тренировочные занятия перед Ле-Маном и программировала динамо для воссоздания различных точек стресса на трассе. Затем команда провела двигатель в течение 24-48 часов на динамометрическом стенде, фактически воссоздавая условия, с которыми двигатель столкнется во время гонки, чтобы он не сломался до финишной черты.
Вся их тяжелая работа окупилась, и GT40 Mk. родился. Форд не просто победил Ferrari в Ле-Мане в 1966 году, он унижал итальянских жеребцов. В то время как у Ferrari даже не было машины, которая завершила гонку, GT40 Mk. II занял первое, второе и третье места.
Финиш был не без споров. В конце гонки Майлз значительно опередил конкурентов, на пути к тому, чтобы покончить с доминированием Ferrari в Ле-Мане и стать единственным гонщиком, который выиграл три крупнейших гонки в мире на выносливость - 24 часа Дейтоны, 12 часов Себринга и 24 часа. Ле-Мана - в том же году.
PR-гуру Ford Leo Beebe хотел отпраздновать победу картиной трио, пересекающей финишную черту вместе. Итак, он приказал Шелби замедлить Майлз и позволить другим командам GT40 наверстать упущенное. После пересечения линии Майлзу сообщили, что он не выиграл гонку. Его товарищ по команде Брюс Макларен был первым. Макларен изначально был несколько машин позади Майлза. Поэтому, несмотря на то, что Майлз был быстрее до самого конца, Макларен фактически продвигался дальше, потому что Майлз намеренно замедлил темп.
К сожалению, Майлз умер, прежде чем он снова смог участвовать в гонках в Ле-Мане. В конце 1966 года он тестировал другой гоночный автомобиль Ford на Riverside International Raceway в Калифорнии, когда потерял контроль и потерпел крушение. Майлз не пережил аварию.
Между тем, в следующем году Deuce получил второй вкус мести в Ле-Мане - Ford GT40 Mk. IV построен Шелби (который умер в 2012 году) выиграл гонку 1967 года. Феррари финишировал вторым.
Что касается Ford GT40, великий американский суперкар по-прежнему остается одним из самых коллекционных автомобилей в мире с ценой, от которой волосы встают дыбом у любого автолюбителя. Цена Ford GT 2020 года начинается с 500 000 долларов. Месть, похоже, все же окупается.