Проникнуть в загадочную мерянскую культуру и отведать нушма ярыш, а запить его мерян шожан пуре можно невдалеке от Сергиева Посада. Там, в местечке со сказочным названием Святогорово, живёт человек, который реконструирует историю и древнюю залесскую гастрономию, добавляет немного финно-угорской волшбы и подает туристам. Знакомьтесь: Павел Конаков.
РУССКИЙ МЕРЯНИН
Я родился и вырос в Москве, на Лосиноостровской, а живу в Сергиевом Посаде. С 17 лет занимаюсь геодезией. 14 лет посвятил этой профессии и добился в ней всего, что хотел: два хороших профессиональных образования, должность главного геодезиста. Полтора года назад, в марте 2018 года, я понял, что расти мне больше некуда, и решил продолжить саморазвитие в своих хобби. Моими интересами всегда были путешествия, этнокультуры, древняя история Руси и финно-угорских народов, которые населяли территорию родного мне Подмосковья.
Я русский. Однако я считаю, что быть русским сегодня – почти как быть американцем: это сплав национальностей, родов, народов, которые населяют страну. Мы понимаем, что нынешние русские и те русичи, которые населяли страну тысячу лет назад – разные люди. Я – русский, но по отцу у меня есть татарские корни. Дед родом из Кировской области, а это значит – есть финно-угорские корни. По матери корни славянские. Получается, я и есть русский в классическом понимании этого слова. Мой язык – русский, родился и живу в России и люблю эту страну.
Древний народ меря, носители Дьяковской археологической культуры, жили повсеместно. В детстве, катаясь на велосипеде по Радонежской земле, я часто делал остановки у рек с необычными для русского языка названиями – Воря, Веля, Пажа, Шерна, Молокча, Мелёжа… Тогда и начал задумываться о народе, который говорил на этом языке. Стал искать информацию, ходить по музеям. Практически в каждом краеведческом музее, будь то Дмитров, Сергиев Посад или Москва, мне рассказывали про народ меря, про дьяковскую культуру. Я видел множество поразительных артефактов, которые оставило после себя это древнее племя. Поиски привели меня на сайт merjamaa.ru. А позже я познакомился с сами его создателем - Андреем Меряниным-Малышевым.
МЫ – ТО, ЧТО МЫ ЕДИМ
Постепенно я стал интересоваться экологически чистыми блюдами, исторической кухней, самостоятельно готовить блюда по древним рецептам. Пища наших предков была здоровая и полезная! А люди во времена былинных богатырей были сильными и физически развитыми во многом потому, что ели хорошую пищу. Ведь, как гласит народная мудрость - мы есть то, что мы едим. Ребенком я проводил лето у родителей отца в Рязанской области, и с детства видел разницу между «своей» едой и магазинной. Курица, кормлёная зерном оказывалась питательной и плотной, как хорошая свинина… Так понемногу сформировалась идея проекта «Merjan Kurgo» что переводится как «Мерянская кухня».
Андрей Малышев, которому я предложил реализовать этот проект совместно, живо откликнулся. Написал рецепты и оригинальные названия мерянских блюд, и буквально за несколько дней мы сформировали группу во “ВКонтакте”, а также выложили статью на сайте merjamaa.ru. С тех пор он снабжал меня теоретической базой, а я на собственные средства покупал муку, мясо, другие продукты и готовил то, что ели меряне ещё во времена Сергия Радонежского. Сам искал ингредиенты, готовил, сами пробовал новые для себя блюда и презентовал их на гастрономических площадках. Что-то получалось с первого раза, что-то приходилось отрабатывать.
Я целое лето этого года ездил по фестивалям и ярмаркам, угощал людей. На фестивале Каши в городе Кашин в июне я получил сразу две грамоты за приготовленные мною три вида мерянских каш (ярыш). Я завоевал первое место за самую экологичную подачу, поскольку подавались блюда в глиняной и деревянной одноразовой посуде, а также третье место в номинации «Кашевар 2019 года». Руководил жюри шеф-повар ресторана «Староямская» города Торжок – Сергей Виноградов. А вручал мне грамоту лично глава города Кашин – Герман Баландин!
Интерес к аутентичным блюдам древней Залесской Руси продолжает расти. И 25 сентября состоялась презентация нашей мерянской кухни в Доме правительства Москвы на Новом Арбате, которую мы провели по просьбе председателя Московской Медицинской палаты - Надежды Александровны Журавлёвой.
Первым продуктом мерянской кухни стало шожан пуре (домашнее пиво). Дело в том, что я почти три года увлекаюсь культурой крафтового пивоварения. Два из них я вынашивал идею создания настоящего древнерусского пива, которое по качеству и аутентичности бы не только не уступало хорошим европейским сортам, но и было бы одним из титульных напитков моей любимой Радонежской земли. Так появилась линейка пива «Любогост». Его приготовление основано на старинных рецептах народа меря, которые мы воссоздавали совместно с проектом Merjamaa. Мы придерживаемся традиции и ничего лишнего в напиток не добавляем, настоящее сусло, настоящий домашний вкус. Медовое – «Старомерянское», черный стаут с добавлением калгана – «Святогор».
В честь усадьбы Гребнево, возрождаемой подвижником Андреем Ковалевым, мы создали отдельный сорт – «Гребневское Белое». Это пшеничный эль с добавлением цедры апельсина, кориандра, тмина и ромашки. Долго разрабатывали технологию, как правильно варить, длительное время экспериментировали, чтобы было вкусно, интересно и нравилось людям. Те, кто пробовал разные сорта напитков в Чехии и Германии, напиток оценили. А Андрей Ковалёв написал мне, что пиво – супер!
ПИЩА ПРЕДКОВ
Древняя мерянская кухня больше всего похожа на современную марийскую. Марийцы живут в Йошкар-Оле, республике Марий-Эл и соседних областях – Кировской, Нижегородской, Костромской, в республике Коми, Удмуртии, Свердловской области и на северо-западе Башкортостана. Этот древний финно-угорский народ, как вы уже догадались, является наиболее близким по культуре, языку и обычаям народу меря. Мерянская кухня базируется на блюдах из ржаного теста. Большие ржаные пельмени, размером немного меньше чебуреков – киндапели. Они делаются с мясом, творогом или ягодами. Три киндапеля с приправой из соуса (кашар вит) овощей и зелени (йемеш) заменяют полноценный ужин.
Мерян кагылы – мерянские расстегаи, пирожки из ржаной муки с разной начинкой и сметаной сверху, которые напоминают еще и карельские калитки. Мерян шокта – мерянская колбаса, она делается из свинины, говядины и конины с добавлением каши, как правило овсяной, а также пряностей и зелени. В результате мясо в колбасе получается мягкое, как фарш, хорошо идет под квас, пиво или кисель.
Мерян шил – мясо в горшочке, приготовленное с репой, брюквой и морковью. Перт Кинде – домашний мерянский хлеб на натуральной закваске, может делаться из смеси ржаной и пшеничной муки с добавлением тмина и других пряностей. В этой кухне используется все, что растет у нас в Подмосковье и вообще в нечерноземной зоне. На сегодняшний день мы реконструировали более 50 оригинальных мерянских блюд и рецептов и планируем дальше расширять эту уникальную гастрономическую карту.
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В реконструкции мерянской культуры нам активно помогает марийская община города Москвы и Московской области. Мари считают мерю своими западными сородичами и марийские старейшины (арвуи) в мае признали меня Хранителем мерянского наследия. Для меня это – огромная честь!
Помимо того, что я мерянин, я еще и эсперантист, состою в московском эсперанто-клубе. К нам приезжают много иностранцев – немцы, поляки, голландцы, французы. Они говорят, что наше пиво похоже на их натуральное сельское пиво. С удовольствием пробуют кагылы! То есть очевидно: кухня – это универсальный язык коммуникации.
Общий и глобальный проект, объединяющий всё, что я делаю, связанное с этнокультурами, туризмом, гастрономией, в своей совокупности получил название «Любогост». Это древнее славянское имя, которое состоит из 2 частей - «любовь» и «гостеприимство».
Проект «Любогост» был основан 18 мая 2018 года. В этот день на окраине посёлка Фряново мы установили приобретённую мною у главы этнопарка «Кочевник» Алексея Ежелева настоящую монгольскую юрту! Мой первый стан был на на живописном склоне Кукуй-горы, рядом с речкой Ширенкой. Здесь я начал жить и собирать вокруг необычного кочевого домика своих друзей и местных жителей! Вместе мы пили кофе, жарили шашлыки, катались на лошадях и я делился с гостями своими планами и идеями! В этом году многие из них уже реализованы.
Сейчас у меня три юрты, которые входят в отдельный проект «Конак Аш» (Пища для гостей на тюркском наречии). Две следующие я приобрёл в Рязани, у своего друга Александра Морозова. Мои юрты в этом году представляли республику Башкортостан на Большом Московском Сабантуе в парке Коломенское а также на международном туристическом форуме OTDYKH в Экспоцентре (Москва).
Площадка, на которой я сегодня реализую свои замыслы – древнерусская деревня Святогорово. Она расположена в подмосковной глуши, в пределах Московской возвышенности, на границе Сергиево-Посадского и Дмитровского районов. В 1993 году энтузиасты решили основать там спортивно-туристический приют – построили дома в духе древнерусского зодчества X-XVII веков, в которых сейчас можно размещать туристов – что мы и делаем.
Есть мысли о реконструкции мерянской избы, которые отличались от русских земляными крышами. Такой дом называется «перт». Эти перты составляли жилую часть мерянских городищ, которые обычно стояли в излучине реки, на высоком месте за частоколом (Сарское Городище, Шерна-Городок и др.) Они приземисты, часто имеют лишь одну комнату и маленькие окошки, а сруб сделан из толстых деревьев.
Сегодня экскурсии, пешие походы, местные достопримечательности и погружение в древнюю культуру Радонежья привлекают всё больше и больше людей.
Совместно с единомышленниками и активистами движения Общероссийский народный фронт мы готовим реконструкцию паломнической тропы преподобного Сергия Радонежского, которой он ходил из Троице-Сергиевой Лавры в Борисоглебский Монастырь города Дмитров. Тропа частично сохранилась и проходит по живописнейшей местности через старинное село Благовещенье, монастырские подворья Сабурово и Горошково, ну и, конечно же, деревню Святогорово!
ПРОГРАММА МАКСИМУМ
Я ставлю перед собой большую задачу – культурное объединение всех народов, живущих в России, но так, чтобы каждый сохранил свою национальную идентичность! Ведь наша страна тем и уникальна и интересна, что в ней проживает более 180 народов! Как я уже упомянул, на выставке «Отдых» в «Экспоцентре» я представлял Башкортостан. Там было множество представителей не только от разных регионов России, но и от многочисленных стран. Мы знакомились, ходили друг к другу в гости, дарили друг другу сувениры, угощали национальными напитками, пробовали различные блюда. И всем, независимо от национальности и вероисповедания, было радостно и интересно. Сохранить целостность страны, реализовать идею взаимокультурного понимания и обогащения с непременным сохранением своей самоидентичности, индивидуальности – вот моя цель. А что касается меря – я очень глубоко интересуюсь этим народом, этой культурой! Меря это древние корни, богатые и удивительные традиции моей малой Родины. Поэтому, несомненно, хочу продолжать делать всё, чтобы люди как можно больше узнавали о ней.
Автор статьи - Дмитрий Котов. Фото из личного архива Павла Конакова. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/kukhnya-naroda-merya/